Баранов В.М.
|
|
ЗНАНИЯ. Человек новорожденный открыт знанию. Понимания еще нет, размышления
нет, объяснения не требуются. Жизнь открывается человеку непосредственными
ощущениями, впечатлениями, чувствами, переживаниями.
Это
и есть непосредственные знания. Знания начинают накапливаться как предметы
в специально предусмотренном «помещении», которое называют памятью.
Непосредственные
знания даны в двух ипостасях: исходные непосредственные знания (ИНЗ) и
производные непосредственные знания (ПНЗ).
Исходные
непосредственные знания - это знания новые, входящие, а не нечто вторичное.
ИНЗ - одномоментны, сиюминутны, спонтанны.
Производные
непосредственные знания производны от исходных.
ПНЗ
- отпечатки ИНЗ в памяти. ПНЗ накапливаются в памяти. В памяти ИНЗ теряют
качества одномоментности, сиюминутности, но приобретают качества длительности,
перманентности во времени, т.е. ИНЗ трансформируются в ПНЗ.
Из
материала ПНЗ как сырого, так и обработанного формируется внутренний опыт
индивидуума.
Сосредоточение
сознания является единственным способом получения непосредственных знаний.
Оно выступает свойством сознания на всех его ступенях, сосредоточение собирает
сознание в точку, тем самым высвечивая объект, как он есть в реальности.
Вербально (с помощью слов) или с помощью любых других знаков или символов
нельзя получить непосредственное знание. Непосредственное знание является
представителем самого себя и не может быть продуцировано никакими другими
способами.
При
сосредоточении сознание подключается к феноменальному миру во всем его
многообразии.
Непосредственное
знание само показывает себя индивидуальному сознанию в виде внешних объектов,
внешнего (физического) тела созерцателя, внутреннего осознания частей (и
в целом) тела созерцателя, памяти и ее продуктов, биоэнергетических вибраций,
чувств, переживаний, видений, сновидений, пророчеств, сакральных объектов.
Когда
объем непосредственных знаний в памяти ребенка превысит некоторую пороговую
величину, его внимание, вначале единое, начинает расслаиваться. Постепенно
у ребенка развиваются два вида внимания: внешнее и внутреннее внимание.
Внешнее
внимание распределяет энергию сознания по фрагментам внешнего мира. Объектами
внутреннего внимания могут быть продукты воображения, мышечные явления
(напряжение, расслабление), сенсорные (тяжесть, тепло-холод, жжение, зуд,
онемение, давление, образ тела и т.п.), чувства, мысли, желания, воспоминания,
вестибулярные явления (голово-кружение, вращение, парение, падение, полет,
проваливание, перекашивание, невесомость и т.п.).
Передача (коммуникация) непосредственных знаний осуществляется путем воспроизведения
субъектом-передатчиком знания конкретных условий, в которых субъект-приемник
знания может получить (и получает) соответствующие переживания.
СЛОВО.
Звучащее слово - это явление психической жизни человека. Оно состоит из
двух взаимосвязанных компонентов: акустического отпечатка в психике какой-то
последовательности звуков (т.е. специфического ПНЗ), образовавшей устойчивую
связь с психическим отпечатком любого другого объекта действительности
(т.е. тоже с ПНЗ ). Это и звукосмысловая пара ПНЗ, хранящаяся в памяти
человека.
ИНФОРМАЦИЯ.
Информация - это психическое явление коммуникативного происхождения. После
попадания речевого сигнала от отправителя к получателю в тезаурусе последнего
активизируется соответствующая звукосмысловая пара. Смысловая часть этой
активизированной пары (у получателя сигнала) суть информация.
Коммуникативное
знание - это информация, достойная веры, доверия. Информация превращается
в коммуникативное знание, если она при ее возникновении у получателя, так
или иначе приобрела качество доверия, веры.
Это
качество информация приобретает в том случае, если получатель имел возможность
верифицировать, т.е. проверить ее истинность.
Если
информация по своему происхождению не может быть проверена получателем
на истинность, тогда качество веры придает информации авторитет социального
института или лица, через который эта информация распространяется.
Коммуникативное
знание - это достоверная информация.
|