Чачко А.С.
|
|
Теоретическая рефлексия, присущая всем гуманитарным профессиям, характерна
и для библиотечной. Библиотековеды обращаются к обсуждению системы, структуры,
классификации элементов, связей и понятий, уточняя научное знание, согласовывая
представления об объеме и границах компетенции, необходимые в связи с развитием
своей науки.
Би6лиотечная профессиология структурируется следующим образом:
Тематическая
структура.
1.
Библиотечная профессиология как наука и учебная дисциплина.
2.
Основные этапы становления библиотечной деятельности как профессии.
3.
Истоки, развитие и перспективы библиотечной профессиологии.
4.
Библиотечно-информационная деятельность как система и структура.
5.
Профессиональные требования и соответствие им специалистов.
6.
Библиотекари как социально-профессиональная группа.
7.
Образ мира библиотекаря.
8.
Научно-методическое обеспечение прикладной профессиологии (профессиографии).
9.
Перспективы библиотечной профессии.
Пример
раскрытия содержания темы.
Истоки и становление библиотечной профессиологии: три условных периода
эволюционирования библиотечной деятельности в специальную: допрофессиональный,
переходный, профессиональный. Их содержание и условная хронология в границах
европейской культуры (с американским продолжением и вариантами). Профессиология
как начальные взгляды на связи «библиотекарь-книга-читатель». Профессиология
как отрасль психотехники, движения за НОТ. Подходы «человеческих отношений»,
«человеческого фактора». Эмпирические исследования труда и быта библиотекарей
20-х гг. Профессиологические концепции Ю. Григорьева, Ю. Столярова, А.
Ванеева, А. Соколова, А. Каптерева. Взгляды на предназначение библиотекаря,
его роль в развитии духовности, просвещения, культуры, свободы и др. базовых
ценностей нового времени. Особенности становления украинской профессиологии:
Д. Балыка, С. Сирополко, И. Иваницкий, Н. Сагарда, В. Пилецкий.
Подход
к разработке тезауруса.
Существующие разработки помогают в учебном процессе, но почти не используются
библиотечной практикой, в частности в информационно-поисковых системах,
даже крупных библиотек. Предварительное ознакомление показало, что весь
поток поступлений и массив имеющихся документов по библиотечной профессиологии
отнесен по таблицам ББК к двум ключевым словам: «кадры» и «профессия».
За пределами этого остается новая по содержанию и нарастающая по объему
информация. Сформирован словарь дескрипторов, структурированный иногда
до четвертой степени детализации. Ниже приведен сокращенный вариант его
схемы.
А.
Библиотечная профессиология.
1.
Связи
с другими науками: библиотековедение, библиографоведение, книговедение,
информатика, педагогика, психология, социология, этика.
2.
Структура:
библиотечные кадры; труд и технология; профессионализация; библиотекари
как общность, (профессиональное образование и воспитание, профессиональные
объединения, профессиональная печать); личность профессионала.
Б.
Личность профессионала.
1.
Этапы
становления: социализация, индивидуализация, самоактуализация, самоопрелеление.
2.
Ориентации:
мировоззрение; морально-этические установки; культурно-психологический
потенциал; профессионально-личностные черты; образно-концептуальная модель
профессиональной деятельности.
В.
Методы профессиологии.
Профессиографирование;
моделирование; комплексная методика «социальный портрет профессионала»;
комплексная методика «образ мира профессионала».
Схема
в целом включает исходное понятие «библиотечная профессиология», а также
«библиотечная профессия» как объект науки; «библиотечные кадры» как ресурс
профессии; «библиотечный труд и технология» как функциональное содержание
деятельности и профессионализации в ней; «профессионализация» как индивидуализированный,
протяженный во времени, многоступенчатый процесс, включающий осознание
профессиональной миссии и освоение трудовых функций; восприятие социальной
ответственности; признание и выполнение норм профессиональной этики; достижение
мастерства (профессионализма). Отдельный комплекс понятий характеризует
библиотекарей как общность, формируемую профессиональным образованием и
воспитанием; самоуправляемыми профессиональными объединениями и их ассоциациями;
профессиональной печатью. Личность профессионала отражается комплексным
понятием «образ мира». Семь понятий, каждое из которых связано с шестью
другими, имеют свое структурно-содержательное наполнение. Исходя из ряда
существующих определений, мы трактуем имеющийся у нас структурированный
перечень понятий, как «совокупность знаний отдельного человека или определенного
коллектива» о библиотечной профессиологии.
|