Алтухова Г.А.
|
|
Социально-экономические преобразования, происходящие в жизни нашего общества, оказывают существеннее влияние на все сферы жизни людей, их работу в производственных коллективах, отношение к окружающему миру и нравственным ценностям. Не избежала этого влияния и библиотека.
Характеристика библиотечных функций будет неполной, если в ней не найдут
отражения социальные задачи профессии, то особенное, специфическое, в чем
преломляются общие принципы принятой в обществе морали. Четко определенные
функции библиотечной этики повысят роль моральной регуляции в процессе
обслуживания, дадут возможность выявить ограничительные моменты в деятельности
библиотекаря и осознать побудительный и стимулирующий смысл его действий.
Моральные функции библиотечного труда помогут увидеть несоответствие между
новыми задачами, стоящими перед обществом (и библиотекой в частности),
и устаревшими формами, методами и стилем профессионально-нравственных отношений.
Выявление моральных функций в библиотечной профессии способствует мотивации
проступков каждого члена коллектива, облегчает задачу принятия решений
в ситуациях в которых библиотекарю приходится осуществлять свой моральный
выбор. И, наконец, четкое определение моральных функций библиотечного труда
поможет ученым учесть специфику -именно российского, отечественного опыта
и отразить ее в законодательных основах профессии.
Библиотекарь,
выполняя свои профессиональные обязанности, стоит перед выбором правильной
линии поведения. По этому важнейшая его задача - успешное выполнение профессиональных
обязанностей. При этом нормы морали, выработанные в профессии, должны во
многом способствовать самостоятельному принятию решений специалистом, регулировать
его поведение, способствовать в выборе наиболее эффективных средств и методов
в достижении цели.
Моральные требования, предъявляемые к библиотекарю в процессе выполнения
им своих профессиональных обязанностей, детерминируют его поведение в сложных
ситуациях повседневной работы, ограждают от моральных ошибок, способствуют
скорейшей адаптации молодого специалиста к условиям работы, приводя интересы
личности в соответствие с общественными интересами.
Профессиональная
деятельность библиотекаря имеет давние и устоявшиеся традиции. Осуществляя
связь и наследование богатых, проверенных временем профессиональных моральных
ценностей, библиотекарь выполняет функции связи или преемственности в развитии
и совершенствовании профессиональной этики. Передавая все лучшее, способствующее
развитию прогрессивных традиций, он в то же время отметает все наносное,
навязанное тоталитарным режимами, отжившими идеологиями.
Библиотека
как социальный институт, призванный, по точному определению Ю.Н. Столярова,
собирать, хранить и передавать во времени и пространстве материализованный
в документе опыт, неразрывно связана своей деятельностью с самыми широкими
слоями населения, общественными институтами и различными организациями.
Посредством этой связи она выполняет важнейшую функцию передачи социального
опыта, формирует общественную нравственность и мораль.
Таким образом, функции библиотечной этики являются отражением глубоких
связей библиотекаря с окружающей действительностью, в которых своеобразно
преломляются общие категории и принципы общечеловеческой морали в тесной
связи с его профессиональной деятельностью.
|