Столяров Ю.Н.
|
|
В настоящее время библиотеку принято понимать как учреждение. Считается,
что это учреждение информационное, культурное и образовательное одновременно.
Многие принимают эту характеристику библиотеки за ее дефиницию.
Фактически
библиотечное учреждение есть частный случай библиотеки как научного понятия.
За пределами библиотечных учреждений существует в несколько раз большее
количество личных (частных, семейных, фамильных, персональных и т.п.) библиотек
с фондами, на порядок превышающими фонды библиотек общественного пользования
и удовлетворяющих свыше 80% совокупных запросов населения на документированную
информацию. Эти библиотеки должны рассматриваться как органическая составная
часть предмета библиотековедения.
Соответственно
предоставление или непредоставление документов библиотечного фонда во временное
пользование физическим и юридическим лицам тоже есть частный признак библиотеки,
он свойственен лишь библиотекам общественного пользования.
Характеристика
библиотеки как в сущности полифункционального института неправомерна, она
резко противопоставляет библиотеку другим социальным институтам, которые
выделяются из внешней среды по какой-либо одной сущностной функции (средняя,
высшая школа - учебное заведение, НИИ - научное, больница - лечебное, курорт
- оздоровительное, армия выполняет функцию обороны отечества, юстиция стоит
на страже выполнения законов и т.д.), притом, что внутри самих себя, т.е.
на уровне явления, каждый из них, как и библиотеке, полифункционален.
Библиотеку следует понимать как принадлежащее обществу в целом, его части
или отдельному члену обеспеченное материально-технической базой упорядоченное
множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем
физическим и/или юридическим лицам с целью удовлетворения их информационных
потребностей.
Это
определение принципиально допускает наличие в би6лиотечном фонде любых
видов документов, любой срок пользования документом и совмещение в одном
лице библиотекаря и фондопользователя. Последние обстоятельства существенно
важны для личной библиотеки. Те или иные ограничения на перечисленные существенные
признаки накладываются в процессе, во-первых, определения различий между
библиотекой и родственными ей социальными институтами, и, во-вторых, в
процессе квалификации и типизации самих би6лиотек.
Сущностная
функция библиотеки состоит в обеспечении принципиальной возможности соединить
документ с пользователем; следовательно, ее сущностная функция - документно-коммуникационная.
Библиотека есть обслуживающая документно-коммуникационная система, ее конкретно-исторические
функции дифференцируются в зависимости от функций обслуживаемого социального
института, они проявляются как вспомогательные по отношению к этому институту:
вспомогательно-научная, вспомогательно-производственная (прагматическая),
вспомогательно-образовательная, вспомогательно-культур-ная и т.д. Информационная
- это общая функция каждого документа, однако библиотека выполняет эту
функцию лишь теми документами. которые производит сама в целях информации
о самой себе, составе своего фонда и т.д., т.е. информационная функция
есть частная библиотечная функция
Отграничение библиотеки от других документно-коммуникацион-ных систем производится
по исходному для всех них элементу, а именно по различиям, характерным
для множества документов, или документного фонда. Библиотечный фонд отличается
тем, что входящие в него документы, как правило, первичны, неаутентичны,
мобильны, тиражированы, диахроничны и/или синхроничны, имеют значение оперативной
памяти.
|