Степачев Л.М.
|
ПРОБЛЕМА БИБЛИОТЕЧНОЙ ЦЕНЗУРЫ В США |
Библиотека - учреждение демократическое по своей природе, основанное на
тех же принципах, что и сама демократия - на вере в то, что каждый взрослый
гражданин способен разобраться самостоятельно в делах общества, в нравственных
ценностях, в проблемах управления государством и т.д. На деле же известно
(и подтверждается научными данными), что все люди не равны как по способности
к знаниям и рассуждению, так и по ценностным ориентациям. Демократизм -
это известного рода комплимент человечеству, открывающий перед ним перспективу
к самосовершенствованию. Однако реальная жизнь общества заставляет в чем-то
отступать от оптимистических принципов. В каждом демократическом государстве
есть те же элементы подавления, что и в «полицейском государстве». Таким
образом, разница между демократией и антидемократией оказывается не качественной,
а количественной.
На
эти же размышления наводят и современные проблемы осуществления свободы
доступа к информации, а точнее - дискуссии вокруг вопроса о библиотечной
цензуре в такой общепризнанно демократической стране, как США. В этой стране
запрещено принимать законы, ограничивающие свободу высказываний.
В
нынешнем году исполняется 50 лет со дня принятия Американской библиотечной
ассоциацией «Билля о правах библиотек» и 45 лет - Заявления о свободе чтения.
В этих документах провозглашается самый широкий доступ к документам, «представляющим
все существующие точки зрения на проблемы исторического характера, а также
современной жизни». Ни один член общества, говорится в «Билле о правах»,
не может быть ограничен в своих правах на пользование библиотеками, вне
зависимости от возраста, библиотеки должны сотрудничать со всеми гражданами
и организациями в противостоянии любым попыткам ограничения их свободы
слова или свободного доступа к информации.
Однако было бы ошибкой принимать цитированные положения за утвердившуюся
норму поведения жителей США. По признанию профессора Марианны Т. Чолдин,
«защита и гарантия интеллектуальных свобод в демократическом обществе -
это очень непростое дело, оно требует постоянной бдительности». Здесь уместно
напомнить, что в американском понимании цензура - это не только попытки
замалчивания «кухни» политической жизни или сокрытия темных сторон жизни
общества, а любое вмешательство в процесс создания, хранения и распространения
информации, в том числе и посредством библиотечного обслуживания. Для США
характерна, так сказать, «цензура снизу». Попытки вмешательства, например,
в комплектование фондов публичных библиотек здесь исходят от различных
общественных организаций, чаще всего религиозного характера и фундаменталистского
толка, разного рода групп населения и т.п. Существуют организации, выпускающие
информационные бюллетени, в которых рецензируется литература,
с их точки зрения, недопустимая для чтения. Особенно остро стоит вопрос
о детской литературе. Сторонники ограниченного и контролируемого чтения
указывают на то, что помимо литературы информирующей или поучающей есть
и литература совращающая, действующая не столько на мысль, сколько на чувство
и прямо на физиологию человека, особенно с неокрепшей, незрелой психикой.
Есть, наконец, литература «непристойная», попросту вызывающе хулиганского
характера. Неужели все это достойно абсолютно свободного доступа?
Органы власти США имеют право накладывать ограничения на материалы явно
непристойного или порнографического характера. И вокруг этого их права
также ведется острая борьба противостоящих общественных группировок. Одной
из наиболее влиятельных группировок, выступающих против свободы чтения
является протестантская организация «Внимание - семье» (Focus on the Family),
насчитывающая более 2 млн. членов в 35 штатах и осуществляющая вещание
по пяти радиоканалам. Таких организаций несколько, они имеют разветвленную
сеть филиалов в разных штатах. Под их давлением в ряде штатов приняты законы,
ограничивающие свободу выбора для читателя, накладывающие ограничения на
теле- и радиовещание. Таким образом, США вовсе нельзя считать страной,
где вовсе отсутствует цензура, в том числе в области библиотечного дела.
В
этой обстановке Американская библиотечная ассоциация остается на принципиальных
позициях, изложенных в «Билле о правах библиотек» и Заявлении о свободе
чтения, соответствующих демократическим взглядам на человека и общество.
Существенно то, что не только построение демократического общества, но
и существование в, казалось бы, устоявшемся демократическом обществе не
делает демократические порядки чем-то осуществляющимся автоматически. За
демократизм (а значит и против него) и здесь ведется повседневная и очень
острая борьба, что и показывает борьба вокруг вопроса о цензуре в американских
публичных библиотеках.
|