Полянов В.П.
|
«СТАТУС-КВО» ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВА |
Состояние теории и практики библиотековедения оценивается ныне как кризисное.
С одной стороны, оно уже не умещается в «прокрустово ложе» документографической
парадигмы, с другой, - становится все более реальным «призрак» мирового
библиотековедения в виде «виртуальной библиотеки». В этих условиях пролить
научный свет на вопрос быть (или не быть) библиотековедению призвана проблема
его статуса в ряду родственных ему дисциплин.
Парадокс
заключается в том, что, выйдя из лона библиотековедения, родственные дисциплины
по мере их формирования и развития начинают проявлять по отношению к нему
свои амбициозные устремления. Весьма поучительна в этом плане диалектика
взаимосвязей библиотековедения и библиографии, библиотековедения и информатики.
«Библиографический
взрыв» имел место на рубеже ХIХ в., когда библиотековедение уже имело основные
элементы научного статуса. Провозглашенная в то время глобальная библиотечно-библиографическая
идея создания «международного библиографического репертуара» сегодня обретает
черты вполне ощутимой реальности.
Тесное
содружество библиотековедения и библиографии обусловило тот высокий статус
этих наук, который способствовал покорению ими новых высот в информационном
пространстве и времени.
С развитием информатики в 70-80-е гг. появляются научные труды А.В. Соколова,
О.П. Коршунова, Ю.Н. Столярова, где явственно обозначена линия «самоопределения».
На роль обобщающих и лидирующих по отношению к библиотековедению претендуют
практически все родственные с ним науки. Что касается самого библиотековедения,
то оно оставляет за собой базисную системно-структурную модель, позволяя
считать надстроечными все сопредельные ему дисциплины.
Сыграв
определенную положительную роль в плане разграничения дисциплин сопредельных
циклов, сложившееся «равностояние» и «противостояние» породило эффект «лебедя,
рака и щуки». Это четко просматривается в ГОСТах системы СИБИД, где одним
и тем же понятиям присваивается по 2-3 различных «ведомственных» определения.
Наметившийся
кризис обусловил эффект выживания в 90-е гг. Именно в этот период появляется
целый ряд инновационных монографических работ: Н.А. Слядневой (1993), Агеева
В.К. и Г.Я. Узилевского, А.И. Остапова, В.А. Фокеева (1995), Астаховой
Л.В. (1996) В 1997 г. публикуется автореферат докторской диссертации В.В.
Скворцова.
Диссертацию
В.В. Скворцова следует выделить особо, так как в противовес традиционной
документографической в ней обосновывается новая «информационная парадигма»
библиотековедения, призванная очертить новые ориентиры библиотековедения
на пороге ХХI в. Эта концепция, фактически превращающая библиотековедение
в частный случай информатики, единодушной поддержки не получила.
Подмену в информационной концепции фундаментального понятия «документ»
на «информация в виде публикаций» можно рассматривать в настоящее время
как компромиссный вариант. Однако этот шаткий «перекидной мостик» способен
в перспективе привести к чисто информационной концепции.
Не
отрицая наличие междисциплинарного синтеза во взаимоотношениях библиотековедения
с родственными ему науками, В.В. Скворцов основной акцент делает на преимущественно
симметричный (т.е. самостоятельный и параллельный) характер их развития.
Между
тем единство и целостность библиотековедения обеспечиваются другим свойством
симметрии, которое она приобретает в кристаллографии, где в «кристалле
присутствует несколько равных частей». Поэтому «чистая» библиотечная модель
имеет скорее теоретический смысл, чем конкретную практическую реальность.
Примечательно, что в новом вузовском учебнике по общему 6иблиотековедению
четырехмерная модель библиотеки дополнена СПА, ибо без него библиотека
полноценно функционировать не может. Поэтому исследование эффекта «кристаллизации»
в библиотековедении представляется и продуктивным и перспективным в плане
формирования интегрированной библиотечной науки.
Библиотековедение
развивается и будет развиваться как динамичная открытая система в сторону
усложнения, появления новых структур. И сегодня мысль А.Я. Черняка, что
идея умаления роли библиотековедения «...не обоснована ни теоретически,
ни практически, ни нравственно, ни в каком-либо другом отношении...», остается
вполне правильной. Однако оно не должно раствориться в информатике, а сохранить
и укрепить свой высокий профессиональный статус.
|