Окорокова Е.О.
|
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
В процессе исследования любой темы возникают и решаются терминологические
проблемы. На первом этапе изучение терминологической системы, ее элементов
и их взаимосвязей, позволяет установить насколько исследованы данные объекты,
явления, факты той или иной наукой; каковы дальнейшие перспективы научной
деятельности в этом направлении. Анализ той части терминологической системы
российского библиотековедения, что характеризует домашнюю библиотеку (на
основе Федерального Закона «О библиотечном деле» (1994), ГОСТа 7.26-80,
«Терминологи-ческого словаря по библиотечному делу и смежным отраслям знания»
(1995), показал несоответствие термина понятию. Например, в терминологическом
словаре библиотека является учреждением (по ГОСТу). В то же время личная
библиотека также представляет собой библиотеку. Возможны два варианта логических
рассуждений:
а)
если библиотека представляет собой учреждение, то личная библиотека не
является библиотекой;
б)
если личная библиотека все-таки библиотека, то определение «учреждение»
применимо только для общественных библиотек.
По
нашему мнению, определение понятия «библиотека», закрепленное в ГОСТе,
уже, чем само понятие.
Отсутствует
определение некоторых понятий. Например, нет определения понятия «библиотечные
потребности». Однако именно этот термин используется для определения функций
личной библиотеки.
Нет
зафиксированных (в определениях терминов) связей между понятиями. Например,
потребность в чтении выражается в желании создать личную библиотеку. Однако
этот термин в определении личной библиотеки не применяется.
Выводы:
1)
домашняя библиотека как явление не изучена библиотекове-дением и другими
близкими ему по объекту исследования науками; 2) библиотековедческой
терминологии, характеризующей домашнюю библиотеку, не существует.
Для
того, чтобы составить целостное научно обоснованное представление о домашней
библиотеке, необходимо решить множество терминологических проблем. Наиболее
важные из них заключаются в следующем:
1)
пересмотреть дефиницию «библиотека» (т.е. определить суть понятия как учреждения,
социального института, системы, элемента информационных процессов или как-то
иначе);
2)
определить содержание производных от полученного определения понятий, таких
как «функция библиотеки», «структура библиотеки»;
3)
сформулировать дефиницию «домашняя библиотека»;
4)
определить содержание понятий «личная библиотека», «семейная библиотека»
и т.п., устанавливающее их отличительные признаки.
|