Коваль Л.М.
|
|
Понятие «библиотекарь», оставаясь по сути традиционным, претерпевает изменения
во времени. К XXI в. библиотекарь подошел более образованным, чем даже
в середине ХХ в., и, кажется, менее воспитанным, менее терпимым; приобщенным
к новациям электронного века и пользующимся на практике по большей части
библиотечной техникой, библиотечным оборудованием многолетней давности;
знакомым с библиотечным опытом зарубежных стран и не могущим его использовать
в своей работе в силу объективных причин.
Главное,
что во все века отличало библиотекарей от людей других профессий - их преданность
книге, их подвигнутость на служение просвещению, читателю, их духовность
как моральная сила. Это традиционно для библиотеки и ее служителей.
В
XXI в. работник библиотеки должен войти во всеоружии не только приобретенных
знаний в области своей специальности, быть «профессио-нально пригодным»,
но и уметь из потока информации отбирать самое необходимое для себя и своего
дела. А главное - сохранить и развить лучшие библиотечные традиции, сберечь
и углубить ту духовность, которая позволяет сохранить достоинство профессии
и своей причастности к ней.
Без знания истории, бережного отношения к ней, постоянного к ней обращения
библиотекарь не сможет вобрать и сохранить опыт многих поколений своих
предшественников, а значит, и сделать шаг вперед. И в этом большую роль
призваны сыграть музеи истории библиотек, конкретной библиотеки, как хранители
и распространители исторических знаний о библиотеке, как связующее звено
между прошлым и будущим, как организм, позволяющий библиотеке не только
библиотечными, но и музейными средствами участвовать во всех направлениях
деятельности библиотеки, позволяющий сотрудникам библиотеки, особенно новым,
почувствовать себя причастными к большому и важному делу, ибо музей обращается
«не только к мысли, но и к впечатлениям чувств, знакомит с прошлым и настоящим...
не
только в отвлеченных формулах рассуждений или призраках воображения, а
в самой действительности, следовательно, живее, непосредственнее, полнее,
чем словесный или книжный урок, а вместе с тем и именно поэтому проще,
легче, доступнее». Так говорил Н.Ф. Федоров, философ и библиотекарь, четверть
века отдавший служению Библиотеке Московского публичного и Румянцевского
музеев, нынешней Российской государственной библиотеке. Федоров видел в
музее «надежду века», ибо «музей есть выражение памяти общей для всех людей»,
и главное для музея - «быть выразителем духа времени». Само существование
музея доказывает, по Федорову, что «совесть еще не совершенно исчезла».
Создание
в библиотеке музея ее истории - это и создание памятника человеку: библиотекарю,
отдающему себя людям и делу будущего, читателю, автору книги, ибо в основе
каждого музея лежит книга.
|