Карташов Н.С.
 СРАВНИТЕЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ:
 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ 
 КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
        В основе научного познания существуют два типа исследований. Первый тип исследования, когда изучается отдельно взятый объект, называется аналитическим. Этот тип исследования господствует в разделах библиотековедения, дифференцированных по отраслям, компонентам, проблемам библиотечного дела (библиотечные фонды, каталоги, обслуживание  читателей, управление, экономика, история библиотечного дела и др.).
Другой тип исследований - синтетический. Его задача - объединение, синтез поэлементных (предметных) знаний. К ним относится сравнительное библиотековедение. 
 Развитие библиотековедения связано с его выходом на ступень синтеза отраслевых знаний, когда «предметоцентризм» сменяется на «системо-цент-ризм». Последний позволяет создавать все более адекватную картину библиотечной действительности, потому что прослеживаются причинно-следственные связи, которые чаще всего лежат за узкими рамками ограниченного объекта (фонды, каталоги, обслуживание читателей и др.). Каждая библиотечная отрасль - не самоцель развития, а лишь элемент такой большой системы как библиотечное дело отрасли, региона, страны и мира, где все взаимосвязано между собой. 
 В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема целостного видения и понимания библиотечного дела как единого эволюционного процесса взаимодействия с обществом. Библиотеки сохраняют свою качественную определенность под воздействием внешней среды. Активно взаимодействуя со средой, в известной степени преобразуя ее, библиотеки сохраняют, наряду со своей относительной обособленностью от среды, также и относительную устойчивость. 
         Научно-технический прогресс и его социальные последствия представляют известный комплекс сходных требований к библиотечным системам разных стран и регионов. Определенное сходство обнаруживается и в поисках решения некоторых общих проблем. Тем не менее и сейчас библиотечная система каждой отрасли, региона, страны отражает особенность ее социально-экономического развития и политической структуры, специфику историко-культурных и собственно библиотечных традиций. И даже самые общие тенденции развития библиотечного дела проявляются, как правило, в своеобразных национальных, региональных, отраслевых и других формах, подчас не имеющих аналогов в других странах, регионах и отраслях. Из этого следует, что «чужой» библиотечный опыт нельзя осваивать «под копирку». Вряд ли возможно также создание идеальной универсальной модели системы библиотечного дела, пригодной для всех стран, регионов и отраслей. Специфика сравнительного библиотековедения состоит в том, что оно изучает библиотечную теорию и практику в их связи с конкретными историческими, социально-экономическими и другими условиями, характерными для группы стран, регионов и отраслей. 
 Сравнительный метод позволяет придать исследованию объяснительный характер и включить его в более широкий контекст. В этом смысле сравнительное библиотековедение можно рассматривать как пограничную социально-библиотечную науку, изучающую закономерности социальной детерминированности библиотечного дела в определенной конкретно-исторических условиях. Сравнительный подход способствует освобождению ученого от всякого рода «шор», прежде всего идеологических (национальных, ведомственных и др.). Сравнение ведет к пересмотру сложившихся стереотипов и подтверждает идею относительности знания. 
         Принципиальное усиление тенденции сравнительного изучения библиотечной действительности в значительной степени объясняется возросшими требованиями в области управления, эффективность которого во многом зависит от соблюдения принципа системного подхода к библиотечным процессам и явлениям. Поскольку большинство эмпирических исследований имеет ограниченный характер, а для принятия обоснованных управленческих решений требуется достаточно масштабное знание, то роль сравнительного библиотековедения повышается и здесь. Резко возросший интерес к таким проблемам, как «библиотечная система», «уровень библиотечного обслуживания», «эффективность библиотечной деятельности», «структурно-функциональный анализ библиотечного дела» и др. предполагает интеграцию результатов библиотековедческих исследований, характеризующих различные стороны этих сложных явлений. 
 Повышение интереса к сравнительному анализу объясняется возросшей потребностью в межрегиональных и межведомственных сравнениях, что связано с тем значением, которое придается преодолению существенных различий в уровне библиотечного обслуживания населения в различных регионах, ведомствах и странах. Подавляющая часть осуществленных в стране библиотековедческих исследований носит локальный характер. Число общероссийских исследований сравнительно мало. Видимо, преобладание локальных исследований будет сохраняться и впредь. В связи с этим возникает важная методологическая задача использования локальных материалов для получения выводов более широкого характера. Использование локальных материалов для получения данных, которые можно было бы распространить на территорию страны, предполагает предварительное обобщение результатов ряда однотипных локальных исследований.  Успешное решение этой задачи находится в тесной зависимости от возможности сравнивать результаты, полученные различными исследователями.
        Наконец, межрегиональный (межведомственный) анализ крайне важен для получения надежных характеристик для страны в целом. Без сведений о межрегиональной и межведомственной дисперсии отдельных показателей, без сравнения результатов факторного анализа для отдельных регионов и ведомств трудно рассчитывать на плодотворное изучение библиотечного дела страны. В этой связи важно отметить, что межрегиональный и межведомственный анализ представляет средство, в известной мере заменяющее экспериментальные исследования, так как он позволяет выявить роль факторов, интересующих библиотековеда и лежащих в основе сравнения различных библиотечных систем. 
 Проблема сравнения показателей, характеризующих уровень и темпы развития библиотечного дела различных стран также занимает важное место. Международные (межнациональные) сравнительные библиотековедческие исследования активно проводятся в Великобритании и США, проводились они в СССР и бывших социалистических странах Европы.
Интерес к сравнительному анализу возрос не только под влиянием факторов, которые условно можно назвать «пространственными». Немалое значение для возрастания роли сравнительных библиотековедческих исследований имеют и факторы «временного» происхождения. Резкое усиление прогнозной деятельности предъявило спрос на исследования, обеспечивающие сопоставимость результатов во времени. В связи с этим возрастает значение повторных, панельных исследований, а также значение сопоставимости результатов, полученных в рамках указанных исследований и относимых к отдельным периодам и моментам времени.
        Сравнительное библиотековедение анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, основные тенденции и закономерности развития библиотечной теории и практики в различных регионах, отраслях, странах и в глобальном масштабе, вскрывает соотношение всеобщих тенденций и национальной, региональной, отраслевой и другой специфики; выявляет позитивные и негативные аспекты международного и межотраслевого библиотечного опыта, формы и способы взаимообогащения библиотечных систем, наконец. Определяет границы возможности «переноса» (использования) зарубежного и другого «чужого» опыта на отечественную почву. 
 Курс «Сравнительное библиотековедение» является составной частью комплекса библиотековедческих дисциплин. Программа курса разрабатывается для обучения студентов специализаций «Библиотековед-исследователь и педагог», «Организатор (менеджер) библиотечного дела», получивших к моменту начала изучения сравнительного библиотековедения знания в области частных библиотековедческих дисциплин. «Сравнительное библиотековедение» - это углубление и расширение полученных знаний, а также возможность его специфического использования во всех областях библиотечной деятельности. В связи с этим рекомендуется изучение этого курса после того, как студенты получили знания и навыки по остальным библиотековедческим дисциплинам. Изучение сравнительного библиотековедения должно дать: знание его целей и задач, выполняемых функций, методов сравнительного анализа; умение проводить сравнительный анализ библиотечных процессов и явлений. В связи с этим изучение «Сравнительного библиотековедения» включает, наряду с лекционными и семинарскими занятиями, разработку и анализ сравнительно-библиотековед-ческих исследований разного уровня. Задача практических, контрольных, курсовых и дипломных работ состоит в том, чтобы студенты на основе изучения доступных им источников предпринимали бы посильный для них самостоятельный анализ развития библиотечного дела в разных странах, регионах, отраслях, библиотеках, сравнивали бы различную библиотечную теорию и практику,  объективно и всесторонне оценивали опыт отечественного библиотечного дела и меры по его совершенствованию. 
Hosted by uCoz