Абрамов К.И.
|
|
В конце XX столетия произошли серьезные изменения
в теории и практике библиотечного строительства в Российской Федерации.
Главными из них следует считать деидеологизацию деятельности библиотек,
прекращение бифуркации на социалистическое и буржуазное библиотековедение,
безоговорочное признание общечеловеческих библиотечных ценностей, переход
на демократизацию процесса организации общественного использования книжных
богатств и других источников информации Прямым следствием этого явилось
полное осуществление общедоступности библиотек, отмены партийно-государственной
цензуры, закономерно признание прав и свобод человека в области библиотечной
деятельности по отношению к правам в этой области государства и любых его
структур, общественных или их движений, политических партий, религиозных,
национальных и иных тенденций. Важное значение приобрело развитие частной
и общественной библиотечной инициативы, возрождение деятельности библиотечных
союзов, обществ и ассоциаций, создание Российской библиотечной ассоциации.
В тоже время в отечественном библиотечном деле проявляются отдельные негативные
моменты, характерные для периода коммунистического тоталитаризма. Так,
сокращается общее количество библиотек, читателей, книговыдач. Не увеличиваются
средние показатели числа читателей и книговыдач на одну публичную (массовую)
библиотеку. Падает авторитет библиотеки в обществе. Особенно тяжелые последствия
принес продолжающий действовать коммунистический «остаточный принцип» финансирования
библиотечного дела, приведший к резкому сокращению ассигнований на комплектование
книжных .фондов библиотек, задержку выплаты заработной платы, к серьезному
ухудшению материально-технической базы библиотечного обслуживания населения.
Крайне позорной и нетерпимой дальше является политика торможения информатизации
и компьюникации библиотечных процессов, создания автоматизированных библиотечно-информационных
систем ведомственного, регионального и федерального значения.
В настоящее время (данные на 1995 г.) в Российской Федерации имеется 151,8
тыс. библиотек всех типов и видов, в 1985 г. - 164,2; из них: публичных
(массовых) 55,5 тыс., в 1985 г. - 62,7 тыс.; школьных 63 тыс.; научных
и специальных 33,3, в 1985 г. - 28,1. В основном сокращались сеть профсоюзных,
школьных, а также число библиотек предприятий, вузов и др. Таким образом,
можно констатировать, что библиотечное дело в России находится в состоянии
перманентного кризиса и не в состоянии всесторонне удовлетворить возрастающие
информационные потребности общества. Необходимо кардинальное изменение
политики государства в области библиотечного дела, масштабное развитие
частной и общественной библиотечной инициативы, серьезное укрепление материально-технической
базы процесса использования книжных богатств и других источников информации
в обществе, магистральный поворот в ускорении решения задач информатизации
и компьюникации всех участков библиотечного строительства Российской Федерации.
Сейчас самое серьезное внимание должно быть обращено на подлинную, всестороннюю
демократизацию библиотечного обслуживания населения, так как библиотека
в демократическом обществе является одним из важных рычагов становления
демократии, создания фундамента культуры демократического общества, распространения
общечеловеческих достижений науки и техники, культуры, искусства и просвещения,
всестороннего и гармоничного развития личности. Государство, как это было
прежде в тоталитарном обществе, не может единовластно осуществлять свою
библиотечную политику, оно должно не только издавать библиотечные законы,
но и само их неукоснительно выполнять, не допускать кризисов и спадов библиотечного
обслуживания населения, не сокращать, а наращивать финансирование и укрепление
материально-технической. базы библиотечного дела, активно содействовать
расширению и упрочению частной и общественной инициативы в библиотечном
строительстве. Государство обязано формировать общественно-государственный
принцип управления библиотечным делом, когда общественная и частная библиотечная
инициатива, библиотечные ассоциации, общества и объединения читателей будут
обладать не только равноправием, но приоритетом в разработке федеральных
и местных библиотечных программ и законов, проблемных и перспективных вопросов
библиотечной политики.
Необходим серьезный пересмотр и совершенствование действующего государственного
библиотечного законодательства, в котором наблюдаются следы поспешности,
недоработки и недооценки прав, роли и участия населения, читателей, библиотечных
обществ и ассоциаций в организации библиотечных сетей и систем, общественного
использования произведений печати и иных источников информации, накопленных
в библиотеках. Особенно серьезные коррективы должны быть внесены в федеральный
закон «О библиотечном деле», в котором изобилуют пробелы и недоработки
в ряде глав. Он не отражает современного положения в библиотечном деле
и перспективы его развития в ближайшем будущем. В коренной доработке, например,
нуждается глава VI «Организация взаимодействия
библиотек», в которой в основном говорится только о взаимодействии отдельных
библиотек, органов научно-технической информации и архивов. Полностью отсутствуют
такие понятия, как взаимосвязь и взаимодействие библиотечных сетей и систем,
создающихся сейчас ведомственных и региональных библиотечно-информационных
автоматизированных систем, ни слова не говорится об объединении их в единую
общегосударственную библиотечно-информационную систему, о взаимодействии
библиотечных ассоциаций и читательских обществ и др. Статья 4 «основные
виды библиотек» не имеет никакого отношения к существующей научной типизации,
а лишь констатирует какими государственными и местными органами власти,
обществами, физическими и юридическими лицами могут быть открыты библиотеки.
Тщетно в законе искать такое понятие, как «публичная библиотека», являющееся
«рациональным зерном» библиотечной сети любого государства. Необходимо
дополнить существующие библиотечные законы статьями и даже главами о развитии
высшего и среднего библиотечного образования, системе повышения квалификации
библиотечных работников, об информатизации и компьюникации библиотечных
сетей и систем и др.
На пороге ХХ в. Россия стоит перед решением грандиозной задачи -
компьюникации и информатизации библиотечного дела. Наши библиотеки еще
не пережили: научно-технической революции и на несколько десятилетий отстают
в использовании аудиовизуальной, множительной, электронно-вычислительной
техники. Не имеем мы достаточного опыта в строительстве отвечающих современным
требованиям библиотечных помещений, в оснащении их надлежащим библиотечным
оборудованием. Вообще эти задачи, как и в прошедшие времена решаются кустарно,
отдельными библиотеками и ведомствами. В результате наши ученые, специалисты
производства, деятели культуры и искусства, вообще читатели до сих пор
не имеют свободного доступа к богатствам информации, сосредоточенным как
в отечественных, так и в глобальных международных сетях и системах. Это
не только нарушает их права и свободы пользования, сосредоточенными в библиотеках
огромными общечеловеческими информационными богатствами, но и влечет за
собой серьезное отставание науки, техники, производства, культурно-технического
уровня населения, наносит громадный вред всестороннему гармоническому развитию
личности.
Необходим коренной поворот в решении проблем компьюникации и информатизации
библиотечного дела, который может быть осуществлен на государственном уровне,
объединенными усилиями всех библиотек, библиотечных сетей и систем. В первую
очередь такая государственная поддержка должна быть оказана программе создания
Российской библиотечной сети Либнет, подключению к сети Интернет научных,
университетских и центральных библиотек. Не следует забывать, что развивающаяся
сейчас в мире тенденция объединения государственных и межгосударственных
библиотечно-информационных автоматизированных сетей неизбежно ставит задачу
вступления России в единую международную библиотечно-информационную систему.
Важной задачей современного этапа библиотечного строительства является
повсеместное расширение частной и общественной библиотечной инициативы,
создание всевозможных общественных и читательских объединений, фондов и
других организаций, содействующих общественному использованию книжных богатств,
организации рекламы и пропаганды библиотечного дела. Особая роль в демократизации
библиотечного дела, как показывает пример западных демократических государств,
принадлежит библиотечным союзам, обществам и ассоциациям, создание которых
все еще не получило должного размаха в нашей стране. Эти общества должны
прежде всего организовываться по типам и видам библиотек и завершаться
образованием центральной ассоциации публичных, детских, юношеских, вузовских,
технических, сельскохозяйственных и других специальных библиотек. Особо
важное значение приобретает повсеместная организация региональных библиотечных
ассоциаций, являющихся серьезной движущей силой развития библиотечного
взаимодействия, координации и централизации, сосредоточения общих усилий
библиотечных коллективов над решением острейших и перспективных задач теории
и практики библиотечного дела.
Развитие библиотечных ассоциаций позволит значительно расширить имеющееся
в стране скудное число библиотечных периодических изданий, улучшить профессиональное
общение библиотекарей и библиотековедов, пропаганду передового библиотечного
опыта, повысить научный потенциал отечественного библиотековедения. Именно
библиотечные ассоциации должны выступить инициаторами проведения
III Всероссийского съезда по библиотечному делу (первые два, как
известно, состоялись в 1911 и 1924 гг.), созыв которого можно было бы приурочить
к одному из очередных Всероссийских дней библиотек. III
библиотечный съезд должен стать важной вехой на пути дальнейшей демократизации
библиотечного дела, содействовать объединению всех заинтересованных в более
интенсивном использовании библиотечных информационных ресурсов, поднятию
престижа библиотек в обществе. Отмечая большую положительную деятельность
РБА, МБА и ПБО, следует подчеркнуть, что им принадлежит ведущая роль в
развитии объединительных библиотечных тенденций России. Они должны оказывать
помощь созданию и расширению деятельности ведомственных и региональных
библиотечных ассоциаций, шире развернуть научно-исследовательскую работу,
особенно по разработке новой концепции и методологии отечественного библиотековедения,
по изданию новых библиотечных журналов, монографий и т.п. Будем надеяться,
что этот призыв не останется без ответа, и в ближайшее время МБА приступит
к изданию журнала «Библиотечная Москва», а ПБО возродит периодическое издание
«Библиотечное обозрение».
В качественном улучшении нуждается подготовка и переподготовка кадров специалистов
высшей и средней квалификации, находящаяся сейчас в сложном положении.
Преобразование учебных заведений в вузы искусства и культуры, расширило
в них перечень специальностей для обучения специалистов, привело к сокращению
приемного контингента на библиотечные факультеты (отделения) и соответственно
уменьшило приток новых кадров в библиотечно-библиографические учреждения
и научные центры. Принятие нового государственного стандарта не сняло задачи
решения ряда насущных проблем библиотечного образования. Введение новых
квалификаций и специализаций уменьшило подготовку специалистов для обслуживания
возрастающих запросов и интересов читателей. Стандарт ввел в учебный процесс
новые общепрофессиональные и специальные дисциплины, по большинству которых
не подготовлены соответствующие учебники и пособия. Удорожание издательского
процесса вообще поставило под угрозу решение проблемы учебно-методического
обеспечения процесса обучения студентов.
Настало время серьезно задуматься над перспективами библиотечного образования,
которые не могут дальше решаться в рамках одной специальности «библиотековедение
и библиография», о его месте в общей системе учебных заведений, над введением
магистерской подготовки библиотечных специалистов и др. Необходима консолидация
сил и средств государственных органов, учебных заведений, научных центров
и библиотек для решения задачи обеспечения будущих молодых специалистов
библиотечного дела учебно-методической, текущей профессиональной литературой
и периодическими изданиями. Наряду с текущими издательскими планами следует
разработать и добиться выполнения сводного перспективного плана учебно-методического
обеспечения высших и средних учебных заведений. В нем следует предусмотреть
не только выпуск программ, методических указаний, учебников и пособий,
но и издание хрестоматий, практикумов, сборников практических, лабораторных,
курсовых и дипломных заданий, карт, схем и т.п.
Подготовка высококвалифицированных библиотечных кадров сейчас невозможна
без укрепления материально-технической базы учебных заведений и их библиотек,
снабжения последних современным библиотечным оборудованием, без организации
лабораторий и кабинетов, оснащенных аудиовизуальной, множительной и электронно-вычислительной
техникой. Чрезвычайно остра сейчас проблема притока на библиотечные факультеты
(отделения) молодых преподавательских кадров, требующая расширения библиотечной
докторантуры и аспирантуры.
Остро назрела задача коренного пересмотра теории и методологии отечественного
библиотековедения. Необходимо всегда помнить, что в годы господства коммунистической
тоталитарной идеологии, практически, было невозможно развитие объективного
научного мышления. Однако сейчас дело не столько в критике давно уже доказавших
свою несостоятельность принципов партийности, классовости и др. не выдержавших
проверку временем догм социалистического библиотековедения, а в создании
и разработке принципиально новой, демократической концепции библиотековедения.
Она должна базироваться на объективных социальных и исторических законах
и принципах: преемственности, взаимодействии и др., опираться на многовековой
опыт и общечеловеческие ценности международного библиотечного сообщества.
Библиотековедение должно обогащать библиотечную практику знанием не только
методологии других наук, но и собственными законами и закономерностями,
специфичными и свойственными процессу организации общественного процесса
использования накопленных в библиотеках богатств произведений печати и
других источников информации. Следует значительно расширить научный диапазон
библиотековедения за счет таких направлений исследования, как философия
библиотековедения, региональное и сравнительное библиотековедение и др.
|