Ефремова Н.П.
В универсальных научных библиотеках представлена информация по 300
разделам науки и практики. Выделены такие блоки, как "Естественнонаучные
основы экологии", "Техника, производство и экологические проблемы", "Качество
окружающей среды и здоровье человека", "Охрана природы: стандарты, нормативы,
средства и методы”, "Социальная экология", "Международное сотрудничество
в области охраны окружающей среды", "Экология и культура" и другие.
Ведущим
направлением в научной работе библиотек является разработка концепции эколого-информационной
стратегии деятельности на период до 2000 г., развитие Федеральной системы
экологического просвещения. Это предусматривает создание структуры справочно-информационной
работы как комплексной, непрерывной, ориентированной на разнообразные читательские
запросы.
Развитие федеральной библиотечной системы эколого-просветительной деятельности
набрало темпы в 90-е гг. Фундамент этой системы сейчас составляют библиотечные
эколого-информаци-онные центры. Первые из них созданы в Ставропольском
крае, Брянской и Астраханской областях. На их основе создаются специализированные
базы данных, досье, рабочие фонды и своды фактографической информации по
вопросам экологического состояния России, отдельных регионов, микрорайонов
по месту нахождения библиотеки. Жизненные потребности вызвали необходимость
формирования базы данных по радиационно-экологической проблематике, по
социально-психологической реабилитации населения в после чернобыльских
условиях, а также по другим направлениям экологической науки и практики.
Большое значение в работе библиотекимеет сотрудничество библиотек с предприятиями,
вузами, различными учреждениями и организациями для удовлетворения их эколого-информационных
потребностей, получения справочно-библиографических материалов и оказания
этим учреждениям соответствующих библиотечных услуг по договорной системе.
Важнейшей особенностью экологической работы библиотек явилось объединение
на их базе различных организаций на основе библиотечных программ (регионального
и местного уровня) по организации комплексного экологического просвещения.
Основываясь на сложившейся в регионе экологической обстановке, в зависимости
от ее специфики в программах определяется ведущее направление научной,
методической и практической эколого-просветительной работы. Такие библиотечные
программы успешно реализуются в целом ряде регионов. В ряде библиотек создаются
экспериментальные площадки и творческие лаборатории по отдельным проблемам
и направлениям экологического просвещения и образования: экология и культура,
экология и нравственность, охрана природных ландшафтов, человек и окружающая
среда. Целым комплексом таких центров и площадок руководит областная научная
библиотека в г. Брянске.
В 1981 г. в Российской государственной юношеской библиотеке был создан
Отдел экологической культуры, который теперь выполняет роль информационно-библиографического
центра для библиотек в области экологического просвещения. На базе отдела
проходят семинары и стажировки российских библиотекарей. Отдел осуществлял
методическое руководство Всероссийским смотром-конкурсом библиотек по экологическому
просвещению населения (1995-1996 гг.), в котором приняло участие 55 регионов
страны. Смотр-конкурс объявлен постоянным, и его итоги будут подводиться
раз в два года.
Усилиями российских библиотек заложены основы межгосударственного сотрудничества
в сфере экологического просвещения и образования, расширены контакты с
рядом ведущих библиотек Белоруссии и Украины. На волне демократизации общественной
жизни установлены прямые связи с зарубежными партнерами у Камчатской областной
научной библиотеки им. Крашенинникова, национальной и юношеской библиотек
Республики Карелия, Национальной библиотеки республики Марий Эл им. 3.Г.
Чавайна и др.
В последние годы интенсивно идет освоение новых библиотечных технологий
и осуществляется перевод фондов на компьютерную основу. Для оперативного
получения экологической информации Федерального и межгосударственного уровня
несколько библиотек обеспечены системой ТВ-ЭКОИНФОРМ
Виден большой потенциал, которым обладают российские библиотеки, чтобы участвовать
в реализации Федеральной программы "Экологическое образование населения
России". Отдел экологической культуры РГЮБ разработал соответствующую подпрограмму
к этому федеральному документу.
Очевидно, что дальнейшее развитие экологического просвещения нуждается в постоянной
поддержке государственных и региональных органов. Библиотеки испытывают
острую потребность в литературе, содержащей экологические знания на уровне
современных достижений экологической науки, в расширении подписки на экологическую
периодику, в развитии библиотечных эколого-информационных центров.
На все это необходимо дополнительное финансирование. Речь идет не о специфических
библиотечных интересах, а о решении глобальной проблемы - обеспечении устойчивого
и экологически безопасного развития страны, о том, чтобы исключить угрозу
планетарной экологической катастрофы, к которой подошло человечество на
рубеже ХХI в.
|