Ефремова Н.П.

БИБЛИОТЕКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ


В экологическом просвещении приоритетная роль в настоящее время принадлежит библиотекам. Почему именно библиотекам? Именно они обладают фондом тиражированных документов, несущих экологическую информацию, и как наиболее демократичные учреждения обеспечивают к ней широкий доступ населения. Универсальность библиотечных фондов дает возможность опираться в экологическом просвещении и образовании на книги по философии, экономике, истории, политологии, на художественную литературу, издания по искусству, на аудиовизуальные материалы.

В универсальных научных библиотеках представлена информация по 300 разделам науки и практики. Выделены такие блоки, как "Естественнонаучные основы экологии", "Техника, производство и экологические проблемы", "Качество окружающей среды и здоровье человека", "Охрана природы: стандарты, нормативы, средства и методы”, "Социальная экология", "Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды", "Экология и культура" и другие. 

Ведущим направлением в научной работе библиотек является разработка концепции эколого-информационной стратегии деятельности на период до 2000 г., развитие Федеральной системы экологического просвещения. Это предусматривает создание структуры справочно-информационной работы как комплексной, непрерывной, ориентированной на разнообразные читательские запросы.

Развитие федеральной библиотечной системы эколого-просветительной деятельности набрало темпы в 90-е гг. Фундамент этой системы сейчас составляют библиотечные эколого-информаци-онные центры. Первые из них созданы в Ставропольском крае, Брянской и Астраханской областях. На их основе создаются специализированные базы данных, досье, рабочие фонды и своды фактографической информации по вопросам экологического состояния России, отдельных регионов, микрорайонов по месту нахождения библиотеки. Жизненные потребности вызвали необходимость формирования базы данных по радиационно-экологической проблематике, по социально-психологической реабилитации населения в после чернобыльских условиях, а также по другим направлениям экологической науки и практики.

Большое значение в работе библиотекимеет сотрудничество библиотек с предприятиями, вузами, различными учреждениями и организациями для удовлетворения их эколого-информационных потребностей, получения справочно-библиографических материалов и оказания этим учреждениям соответствующих библиотечных услуг по договорной системе.

Важнейшей особенностью экологической работы библиотек явилось объединение на их базе различных организаций на основе библиотечных программ (регионального и местного уровня) по организации комплексного экологического просвещения. Основываясь на сложившейся в регионе экологической обстановке, в зависимости от ее специфики в программах определяется ведущее направление научной, методической и практической эколого-просветительной работы. Такие библиотечные программы успешно реализуются в целом ряде регионов. В ряде библиотек создаются экспериментальные площадки и творческие лаборатории по отдельным проблемам и направлениям экологического просвещения и образования: экология и культура, экология и нравственность, охрана природных ландшафтов, человек и окружающая среда. Целым комплексом таких центров и площадок руководит областная научная библиотека в г. Брянске.

В 1981 г. в Российской государственной юношеской библиотеке был создан Отдел экологической культуры, который теперь выполняет роль информационно-библиографического центра для библиотек в области экологического просвещения. На базе отдела проходят семинары и стажировки российских библиотекарей. Отдел осуществлял методическое руководство Всероссийским смотром-конкурсом библиотек по экологическому просвещению населения (1995-1996 гг.), в котором приняло участие 55 регионов страны. Смотр-конкурс объявлен постоянным, и его итоги будут подводиться раз в два года.

Усилиями российских библиотек заложены основы межгосударственного сотрудничества в сфере экологического просвещения и образования, расширены контакты с рядом ведущих библиотек Белоруссии и Украины. На волне демократизации общественной жизни установлены прямые связи с зарубежными партнерами у Камчатской областной научной библиотеки им. Крашенинникова, национальной и юношеской библиотек Республики Карелия, Национальной библиотеки республики Марий Эл им. 3.Г. Чавайна и др.

В последние годы интенсивно идет освоение новых библиотечных технологий и осуществляется перевод фондов на компьютерную основу. Для оперативного получения экологической информации Федерального и межгосударственного уровня несколько библиотек обеспечены системой ТВ-ЭКОИНФОРМ

Виден большой потенциал, которым обладают российские библиотеки, чтобы участвовать в реализации Федеральной программы "Экологическое образование населения России". Отдел экологической культуры РГЮБ разработал соответствующую подпрограмму к этому федеральному документу.

Очевидно, что дальнейшее развитие экологического просвещения нуждается в постоянной поддержке государственных и региональных органов. Библиотеки испытывают острую потребность в литературе, содержащей экологические знания на уровне современных достижений экологической науки, в расширении подписки на экологическую периодику, в развитии библиотечных эколого-информационных центров.

На все это необходимо дополнительное финансирование. Речь идет не о специфических библиотечных интересах, а о решении глобальной проблемы - обеспечении устойчивого и экологически безопасного развития страны, о том, чтобы исключить угрозу планетарной экологической катастрофы, к которой подошло человечество на рубеже ХХI в.

Hosted by uCoz