Еременко Т.В.
1.Информационные потребности, вытекающие непосредственно из целей учебного процесса.
2.Информационные потребности научно-исследовательского характера.
3.Информационные потребности общекультурного, воспитательного плана.
Первая группа потребностей стимулируется в последние годы тем, что в вузах
России, в том числе и РГПУ, идет активное внедрение новых государственных
образовательных стандартов. Согласно им в блок общекультурных дисциплин
учебных планов всех факультетов введен курс “Экология”. Кроме того, литература
по экологической проблематике привлекается как учебный материал в преподавании
дисциплин естественнонаучного, общественного и гуманитарного циклов. Дополнительным
стимулом выступает открытая на естественно-географическом факультете РГПУ
совмещенная специальность “Экология”.
Потребности
второй группы реализуются в ходе научно-исследовательской работы студентов
и преподавателей, занимающихся анализом экологических проблем. В 1995 г.
на базе РГПУ открыта межкафедральная научно-исследовательская лаборатория
по проблемам экологии, главными направлениями деятельности которой являются:
- обследование особо охраняемых природных территорий Рязанской области;
- разработка программ по экологии для школ и высших учебных заведений.
К третьей группе потребностей можно отнести потребности, непосредственно
не обусловленные задачами учебы или научной работы, а связанные с развитием
у читателей библиотеки экологической культуры как составного элемента
общей культуры личности.
Удовлетворение
разнообразных информационных потребностей и запросов по экологии обеспечивается
соответствующим фондом и идет по различным направлениям, включающим в себя
целый комплекс форм и методов библиотечной работы.
Фонд библиотеки РГПУ по экологии включает следующие основные части: учебную,
научную и справочную литературу, редкие книги по экологии 1866-1944 гг.
издания, научные журналы по экологии, массовые журналы и газеты, освещающие,
наряду с другими вопросами, и экологические темы. Нельзя не отметить и
богатую коллекцию художественной литературы, в произведениях которой идеи
экологии как глобальной проблемы жизни человечества получили свое отражение.
Материалы по экологии отражаются в различных частях СБА библиотеки, при
этом наиболее детальный тематический срез представляют систематическая
картотека статей с рядом рубрик и подрубрик и краеведческая картотека.
Справочно-библиографический фонд содержит ценные энциклопедии, справочники
и словари, однако библиотека испытывает недостаток в новых справочных изданиях
по экологии. Отсутствуют специальные ретроспективные и текущие библиографические
пособия по экологии, и информация выявляется через использование таких
изданий, как “Книжная летопись”, “Летопись журнальных статей”, “Ежегодник
книги...”, сигнальные и реферативные издания по смежной тематике.
Специфика библиотеки РГПУ как вузовской определяет преимущественный акцент на различные
формы и методы информационного обслуживания ее пользователей. Наиболее
существенными из них являются: справочно-библиографическое обслуживание
(в среднем 50 тематических справок в год), индивидуальное информирование
(по теме “Экология. Экологическое воспитание”), выставки литературы и “Дни
кафедры”. Новинки литературы по экологии регулярно экспонируются на “Днях
информации”, организуемых библиотекой.
Постоянный интерес к литературе экологического содержания, растущий спрос
на учебные издания в связи с введением новых курсов, развертывание под
эгидой университета научной работы по экологической проблематике заставляют
искать эффективные пути раскрытия и популяризации такой литературы, применять
разнообразные формы информационно-библиографического и библиотечного обслуживания.
|