Борисов Б.В.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
        Следуя закону спиралевидного развития, система информационных ресурсов выходит сегодня из длительного периода дифференциации и вступает в период интеграции. Объективно этому способствует усложнение и увеличение объема информационных потребностей общества, постоянный рост документопотока, стремительное развитие технической оснащенности процесса информатизации, общность основного фондообразующего элемента (до-кумент), единство технологических процессов и т.д. Стремление отдельных звеньев системы к более полномуудовлетворению запросов своих абонентов вынуждает их к установлению связей с другими элементами системы (что с помощью компьютерных сетей стало проще и эффективнее), к поиску новых, ранее не свойственных им функций и видов деятельности, к приобретению нетрадиционных (для них) видов документов. Очевидно, что при сохранении в будущем относительной автономии и специфики в деятельности библиотек, архивов, информационных служб, служб документационного обеспечения управления и других звеньев системы информационных ресурсов, грани разделяющие их будут все менее отчетливыми и это потребует соответствующего кадрового обеспечения. 
        Это значит, что библиотекари, библиографы, информатики, архивисты, референты, музейные работники должны иметь знания о всей системе информационных ресурсов общества, общих закономерностях ее развития, владеть единой методикой работы с различными видами документов, различными категориями потребителей и т.д. Учитывая опережающий характер образования, эта задача становится актуальной уже сегодня. В недалеком прошлом она частично решалась путем включения в соответствующие учебные планы вузов отдельных дисциплин, дающих знания по смежным областям деятельности (в наибольшей степени это проявилось в подготовке библиотекарей-библиографов и информатиков). Следующим шагом явилось открытие в ряде вузов (к их числу принадлежит и наш университет) специальностей, охватывающих основные составляющие информационной системы общества - “Библиотековедение и библиография”, “Информационные системы”, “Документоведение и документационное обеспечение управления”, “Музейное дело и охрана памятников”, и объединение их под “крышей” одного факультета; в Тамбовском госуниверситете - это факультет информационных ресурсов. 
        Представляется целесообразным стимулировать интеграционные процессы в этой образовательной сфере, имея целью подготовку специалиста, способного работать в любом звене системы информационных ресурсов, при этом ныне действующие специальности приобретут характер специализаций. Такой специалист будет не только в большей степени соответствовать информационному потенциалу современного общества, но и получит возможность более эффективно реализовать себя на рынке труда. Понятно, что решение указанной проблемы потребует разработки и апробации новых моделей специалиста, образовательного стандарта, учебного плана, других регламентирующих и методических документов, что возможно только путем создания объединенного  научного коллектива.
Hosted by uCoz