Борисов Б.В. |
|
Следуя закону спиралевидного развития, система информационных ресурсов
выходит сегодня из длительного периода дифференциации и вступает в период
интеграции. Объективно этому способствует усложнение и увеличение объема
информационных потребностей общества, постоянный рост документопотока,
стремительное развитие технической оснащенности процесса информатизации,
общность основного фондообразующего элемента (до-кумент), единство технологических
процессов и т.д. Стремление отдельных звеньев системы к более полномуудовлетворению
запросов своих абонентов вынуждает их к установлению связей с другими элементами
системы (что с помощью компьютерных сетей стало проще и эффективнее), к
поиску новых, ранее не свойственных им функций и видов деятельности, к
приобретению нетрадиционных (для них) видов документов. Очевидно, что при
сохранении в будущем относительной автономии и специфики в деятельности
библиотек, архивов, информационных служб, служб документационного обеспечения
управления и других звеньев системы информационных ресурсов, грани разделяющие
их будут все менее отчетливыми и это потребует соответствующего кадрового
обеспечения.
Это значит, что библиотекари, библиографы, информатики, архивисты, референты,
музейные работники должны иметь знания о всей системе информационных ресурсов
общества, общих закономерностях ее развития, владеть единой методикой работы
с различными видами документов, различными категориями потребителей и т.д.
Учитывая опережающий характер образования, эта задача становится актуальной
уже сегодня. В недалеком прошлом она частично решалась путем включения
в соответствующие учебные планы вузов отдельных дисциплин, дающих знания
по смежным областям деятельности (в наибольшей степени это проявилось в
подготовке библиотекарей-библиографов и информатиков). Следующим шагом
явилось открытие в ряде вузов (к их числу принадлежит и наш университет)
специальностей, охватывающих основные составляющие информационной системы
общества - “Библиотековедение и библиография”, “Информационные системы”,
“Документоведение и документационное обеспечение управления”, “Музейное
дело и охрана памятников”, и объединение их под “крышей” одного факультета;
в Тамбовском госуниверситете - это факультет информационных ресурсов.
Представляется целесообразным стимулировать интеграционные процессы в этой
образовательной сфере, имея целью подготовку специалиста, способного работать
в любом звене системы информационных ресурсов, при этом ныне действующие
специальности приобретут характер специализаций. Такой специалист будет
не только в большей степени соответствовать информационному потенциалу
современного общества, но и получит возможность более эффективно реализовать
себя на рынке труда. Понятно, что решение указанной проблемы потребует
разработки и апробации новых моделей специалиста, образовательного стандарта,
учебного плана, других регламентирующих и методических документов, что
возможно только путем создания объединенного научного коллектива.
|