Белякова Л.Л. |
|
Проблема кадров стояла в библиотечном деле всегда. Споры о ней то утихают,
то разгораются с новой силой. Они охватывают все аспекты этой проблемы
- это и появление молодых специалистов, и повышение квалификации опытных
кадров, и переподготовка непрофильных работников и т.д.
Но
нас особо волнует то, что относится к подготовке молодых специалистов -
выпускников университета культуры.
Компьютерные
техника и технология постепенно внедряются в библиотечную практику. Это
очень сложный и неоднозначный процесс, в котором специалисты, владеющие
этой техникой, способные научить работать с ней библиотекарей со стажем,
играют особую роль.
Работе с компьютером студента нужно начинать учить с первого курса. Поступив
в университет, студент должен в самом начале учебы получить необходимые
ему знания основ компьютерной культуры. На этой базе он будет осваивать
более сложные компьютерные программы в приложении к его специальному образованию.
В
этой связи особенно остро встает вопрос об интеграции общепрофессиональных,
прикладных и узкоспециальных дисциплин, изучаемых студентами в течение
всех пяти лет учебы. Получив знание основ компьютерной культуры, студент
должен использовать компьютерную технику для изучения общих и специальных
курсов: библиографическое описание документов, аннотирование и реферирование,
библиотечно-информационное обслуживание читателей, экономика библиотечного
дела и многие другие предметы, в которые компьютеры должны использоваться
не как цель, а как средство обучения.
Немаловажен также и вопрос о методическом обеспечении читаемых курсов в
условиях их интеграции. Необходимо, чтобы традиционные формы библиотечно-информационной,
библиографической работы были смоделированы на компьютерах, и эти новые
разделы существующих курсов имели соответствующее методическое обеспечение:
методические материалы и рекомендации, практикумы и обучающие программы
и т.д. Это возможно лишь при объединении усилий преподавателей "компьютерных"
и специальных дисциплин. Получив необходимые теоретические знания и методические
рекомендации преподавателя и владея основами компьютерной культуры, студенты
могут выполнять различные виды контрольных работ, практических заданий,
курсовых проектов, используя компьютерную технику. По-новому может быть
решен вопрос и о контроле знаний студентов: сочетание традиционных форм
и "безбумажной системы контроля знаний".
Рынок
программных и аппаратных средств сейчас чрезвычайно разнообразен. Поэтому,
готовя специалистов-менеджеров библиотечного дела, нужно уделять внимание
и этой стороне дела. Будущие менеджеры должны разбираться в основных тенденциях
этого рынка и уметь обосновать целесообразность выбора тех или иных технических
средств для каждого типа библиотечно-информаци-онных учреждений.
Конечно,
все вышесказанное возможно, как уже было замечено, лишь при объединении
усилий всех заинтересованных лиц, при наличии достаточной материально-технической
базы, соответствующем методическом обеспечении. Однако, несомненно, владея
компьютерной техникой, разбираясь в программном обеспечении, необходимом
для библиотечно-информационной деятельности, молодые специалисты помогут
развитию библиотечного дела.
|