Белякова Л.Л.
СОВРЕМЕННЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
И КОМПЬЮТЕРНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
        Проблема кадров стояла в библиотечном деле всегда. Споры о ней то утихают, то разгораются с новой силой. Они охватывают все аспекты этой проблемы - это и появление молодых специалистов, и повышение квалификации опытных кадров, и переподготовка непрофильных работников и т.д. 
Но нас особо волнует то, что относится к подготовке молодых специалистов - выпускников университета культуры. 
Компьютерные техника и технология постепенно внедряются в библиотечную практику. Это очень сложный и неоднозначный процесс, в котором специалисты, владеющие этой техникой, способные научить работать с ней библиотекарей со стажем, играют особую роль. 
        Работе с компьютером студента нужно начинать учить с первого курса. Поступив в университет, студент должен в самом начале учебы получить необходимые ему знания основ компьютерной культуры. На этой базе он будет осваивать более сложные компьютерные программы в приложении к его специальному образованию. 
В этой связи особенно остро встает вопрос об интеграции общепрофессиональных, прикладных и узкоспециальных дисциплин, изучаемых студентами в течение всех пяти лет учебы. Получив знание основ компьютерной культуры, студент должен использовать компьютерную технику для изучения общих и специальных курсов: библиографическое описание документов, аннотирование и реферирование, библиотечно-информационное обслуживание читателей, экономика библиотечного дела и многие другие предметы, в которые компьютеры должны использоваться не как цель, а как средство обучения. 
        Немаловажен также и вопрос о методическом обеспечении читаемых курсов в условиях их интеграции. Необходимо, чтобы традиционные формы библиотечно-информационной, библиографической работы были смоделированы на компьютерах, и эти новые разделы существующих курсов имели соответствующее методическое обеспечение: методические материалы и рекомендации, практикумы и обучающие программы и т.д. Это возможно лишь при объединении усилий преподавателей "компьютерных" и специальных дисциплин. Получив необходимые теоретические знания и методические рекомендации преподавателя и владея основами компьютерной культуры, студенты могут выполнять различные виды контрольных работ, практических заданий, курсовых проектов, используя компьютерную технику. По-новому может быть решен вопрос и о контроле знаний студентов: сочетание традиционных форм и "безбумажной системы контроля знаний". 
Рынок программных и аппаратных средств сейчас чрезвычайно разнообразен. Поэтому, готовя специалистов-менеджеров библиотечного дела, нужно уделять внимание и этой стороне дела. Будущие менеджеры должны разбираться в основных тенденциях этого рынка и уметь обосновать целесообразность выбора тех или иных технических средств для каждого типа библиотечно-информаци-онных учреждений. 
Конечно, все вышесказанное возможно, как уже было замечено, лишь при объединении усилий всех заинтересованных лиц, при наличии достаточной материально-технической базы, соответствующем методическом обеспечении. Однако, несомненно, владея компьютерной техникой, разбираясь в программном обеспечении, необходимом для библиотечно-информационной деятельности, молодые специалисты помогут развитию библиотечного дела.
Hosted by uCoz