Шапошников А.Е.

ЛИЦА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
СРЕДИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК

Среди пользователей библиотек встречаются лица с отклоняющимся (девиантным) поведением, т.е. совершающие поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Социальный контроль за их поведением совершенно необходим, так как последствия противоправных и аморальных поступков отрицательно сказываются не только на сохранности библиотечных фондов, но и на атмосфере обслуживания. Проблема коррекции девиантного поведения пользователей приобретает особое значение в условиях компьютеризации библиотек, поскольку новые информационные технологии создали и новые возможности для нарушения этических норм (компьютерной криминальности).

Причины девиантного поведения пользователей библиотек имеют социальный и психопатологический характер. Девиантное поведение провоцируют низкий, подчас нищенский уровень жизни большей части населения, нарастающая социальная напряженность. Рост преступности способствует распространению правовых нарушений, воровству книг в библиотеках. Все чаще библиотекари сталкиваются и с людьми, которые страдают психическими отклонениями.

Формы проявления девиантного поведения пользователей в библиотеке могут иметь открытый и скрытый характер. К открытым формам относятся: нарушение правил пользования библиотекой (порядка и тишины в читальном зале и др.); агрессивное поведение, склонность переложить на плечи библиотекарей решение собственных проблем. Наблюдаются и такие шокирующие случаи, как появление в библиотеке в нетрезвом виде, оскорбительные приставания, хамство и грубость по отношению к библиотекарям. Сравнительно безобидные формы девиантного поведения заключаются в излишней говорливости или, наоборот, замкнутости, отрешенности отдельных читателей.

К наиболее распространенным типам пользователей библиотек с девиантным поведением относятся:

  1. ”Трудные подростки". Это дети, выросшие, как правило, в неблагополучных семьях, безнадзорные. Многие из них попадают в физическую или психологическую зависимость от наркотиков, становятся токсикоманами, совершают правонарушения. В библиотеках они появляются редко. Тем не менее наличие среди читателей лиц, состоящих на учете в милиции, не может не волновать библиотекарей школьных, детских и юношеских библиотек, требует проведения с такими читателями ненавязчивой коррекционно-педагогической работы.

  2. ”Гневные старики", появившиеся среди читателей массовых библиотек. Занимают позицию враждебности к миру. Склонны обвинять и библиотекарей (по поводу и без повода, часто по надуманным основаниям, в чем и проявляется неадекватность поведения).

  3. ”Вредные читатели". Стремятся максимально использовать свои права на консультационную помощь и информационное обслуживание, часто не принимая во внимание реальные возможности библиотеки. Готовы пойти на конфликт с библиотечными работниками, всячески, ”терроризируя" их своими требованиями и оставляя после себя двойственное впечатление (библиотекарям импонирует их активность, но настораживает акцентуированный, агрессивный характер поведения).

  4. ”Библиотечные преступники". Воровство в библиотеках прослеживается с самых древних времен. Имена похитителей книг вошли в историю (Х.-Ф. Маттеи, А. Пихлер и др.). В настоящее время опасность хищений еще более возросла в связи с морально-этической деградацией. ”Пользователи с бритвой" стали серьезной угрозой сохранности книг и журналов, находящихся на полках открытого доступа.

  5. ”Библиотечные задолжники". Нарушение сроков пользования книгами ­ наиболее распространенное отклонение от правил пользования библиотекой. Задолженность читателей ”вечная проблема" для библиотек. В качестве ”должников‡ выступают, как правило, вполне нормальные люди, но не осознающие всех отрицательных последствий своих действий.

Социальному контролю девиантного поведения способствует обращение внимания читателей на необходимость строгого соблюдения правил пользования библиотекой. Сдерживающим фактором является борьба с задолженностью читателей библиотек с применением всего арсенала мер, выработанных библиотечной практикой. Профилактика воровства в библиотеке предусматривает неусыпный контроль библиотекарей за поведением читателей в фонде открытого доступа и зоне чтения, беглый просмотр сдаваемой читателем литературы с целью проверки целостности книг. Ни одна книга не должна покидать помещение библиотеки без соответствующего оформления.

Коррекции девиантного поведения способствуют и выставки книг, изуродованных, испорченных читателями, а также положительные примеры (в виде выставок книг, полученных в дар. Существенное значение имеет активность библиотекарей в процессе обслуживания читателей, позволяющая вовремя заметить негативные проявления и отреагировать на них в зависимости от типа девиантного поведения.

Поскольку кризис духа или утрата смысла жизни является одной из определяющих характеристик девиантного поведения, то для его коррекции и вытеснения продуктивно использование различных форм и методов работы библиотек по нравственному возрождению и духовному развитию читателей.

Hosted by uCoz