Арзуханов А.С. |
БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ |
В настоящее время проблема профессионального обучения работников крупных
библиотек приобретает все большую важность, почему и активизируется поиск
демократического, целевого и рационального управления учебным процессом.
Система
подготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров
для работы в условиях автоматизированных библиотечно-информационных технологий
является важнейшим направлением деятельности ГПНТБ России, обеспечиваю-щим
реальную эффективность процессов создания и внедрения автоматизированных
информационно-библиотечных систем и сетей. Подготовка, повышение квалификации
и профессиональная переподготовка кадров ГПНТБ России представляет собой
систему непрерывного, дополнительного профессионального обучения специалистов
функционально-производственных и научных подразделений библиотеки.
При
этом под подготовкой кадров (довузовской и послевузовской) понимается процесс
приобретения работниками библиотеки специальных профессиональных знаний.
Цель этапа довузовской подготовки работников со средним образованием заключается
в формировании интереса к профессии библиотекаря-библиографа. Послевузовская
подготовка предполагает повышение эффективности профессионально-производственной
адаптации дипломированных специалистов на рабочем месте с целью устранить
разрыв между ранее полученной ими профессиональной подготовкой в вузе и
новыми требованиями, предъявляемыми автоматизированными библиотечно-информационными
технологиями. Повышение квалификации - это обновление и углубление профессиональных
знаний в области библиотечно-информационной деятельности, связанные непосредственно
со спецификой выполняемой работы. Профессиональная переподготовка - получение
новой специальности путем освоения новых профессиональных или дополнительных
профессиональных программ.
Анализ современной ситуации показывает, что от системы подготовки, повышения
квалификации и профессиональной переподготовки кадров ГПНТБ России в настоящее
время требуется выполнение таких функций, как:
-
образовательная: обучение различных категорий работников, еще не получивших
библиотечно-библиографической подготовки по выполняемой ими деятельности,
новым формам и методам работы; повышение квалификации и профессиональная
переподготовка различных категорий работников библиотеки всех уровней в
условиях действующих и разрабатываемых библиотечно-информационных компьютерных
технологий;
-
информационная: создание эффективно действующей информационной инфраструктуры,
включая компьютерные сети, издательскую базу и т.п.; обеспечение работников
библиотеки всех уровней актуальной профессиональной информацией;
-
консультативная - обеспечение консультациями специалистов силами разработчиков
автоматизированных информационно-библиотечных процессов, систем и сетей
и работников образовательной системы по конкретным профессиональным проблемам;
-
исследовательская: прогнозирование развития образовательных потребностей
в библиотеке; изучение процесса обучения и его непосредственных результатов
в системе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки
кадров;
-
проектировочная: участие в разработке местных программ развития дополнительного
профессионального образования, новых моделей обучения в области компьютерных
технологий;
-
экспертная: экспертиза деятельности образовательной деятельности ГПНТБ
России; местная квалификационная экспертиза (аттестация) профессионального
уровня специалистов библиотеки.
В основу целевой программы обучения работников ГПНТБ России закладываются
следующие принципы:
-
интеграция знаний и умений во всем жизненном цикле создания и развития
автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей: “разработка
- внедрение - эксплуатация”;
-
объективная необходимость упорядочения знаний и умений различных групп
специалистов, обучаемых в соответствии с их профессиональными интересами
и мотивацией деятельности в конкретных функционально-производственных библиотечных
условиях;
-
определение необходимого и оптимального уровня профессиональной подготовки
специалистов библиотеки, обеспечивающего нормальное функционирование автоматизированных
процессов и управления проектами их создания;
-
организация групп обучающихся, состоящих из коллективов функциональных
библиотечных и научных подразделений с разным уровнем подготовки, профессиональными
знаниями и умениями для реализации общих задач, обеспечения совместной
деятельности в условиях автоматизированных библиотечно-информационных технологий;
-
обеспечение надежности функционирования информационно-библиотечных процессов,
систем и сетей.
Этим принципам отвечает процесс обучения кадров ГПНТБ России как коллективная
проектная деятельность по решению конкретной проблемы, связанной с внедрением
автоматизированных систем.
Подготовка
библиотечных специалистов для новых условий работы требует и принципиально
новых взаимоотношений, а также включения в процесс обучения активных методов.
Для достижения наилучших результатов необходимо развитие следующих направлений:
внедрение метода активного обучения во все учебные дисциплины; использование
новейших достижений библиотековедения и библиографоведения, педагогики,
психологии, социологии, методологии применения ПЭВМ для решения практических
задач, стоящих перед работниками библиотеки. Но не менее важным является
и перестройка содержания дополнительного профессионального образования,
направленного, с одной стороны, на более узкую подготовку специалиста соответствующего
технологического структурного подразделения (отделов комплектования, обработки
и систематизации, хранения, информирования и обслуживания читателей), а
с другой - на “энциклопедизм” специалиста, что позволит более эффективно
решать технологические задачи, а также формировать правильные взаимоотношения
по горизонтали и вертикали управления.
Как показывает опыт, использование перечисленных функций управления, принципов
и активных методов обучения обеспечивает эффективную подготовку специалистов
библиотеки в условиях внедрения компьютерных технологий.
|