Л.И. Алешин, Гузев Ю.С.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК ФАКТОР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Процессы демократического преобразования и дальнейшей интеллектуализации России неразрывно связаны с внедрением и практическим использованием информационных ресурсов и технологий на государственном, общественном и личностном уровнях. Наличие разнообразной информации, открытой для широких слоев общества, является необходимым, но недостаточным условием функционирования и развития демократического строя. Сам по себе этот фактор не может решить проблему информационного обеспечения всех слоев общества. Так, например, отсутствие умения эффективно пользоваться информацией усложняет организацию запросов и поиска в разнородных информационных системах необходимых (релевантных) информационных ресурсов и т.п. Отсюда следует потребность создания таких условий, которые обеспечили бы эффективное использование имеющейся информации. Решение данной проблемы кроется в реализации интеллектуального потенциала общества, обладающего умением самостоятельно принимать ответственные решения.
Россия, в сравнении с промышленно развитыми странами, лишь становится на путь демократизации, что замедляет и осложняет освоение передовых социально-ориентированных информационных технологий. Преодоление этого явления возможно с помощью целенаправленных эффективных воздействий, ориентированных на имеющийся потенциал общества, с целью подготовки высокопрофессиональных интеллектуальных специалистов. Потребности любого государства, в частности России, в подобного рода специалистах постоянно растут, в то время как в стране наблюдается устойчивый процесс депопуляции. Такое положение вызывает потребность более интенсивно использовать имеющиеся интеллектуальные ресурсы и обеспечить их неуклонный рост.
Необходимо обратить более пристальное внимание на социальные ресурсы России, кроющиеся в потенциальных возможностях молодых людей, являющихся различного рода инвалидами (полное или частичное поражение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.п.), несмотря на их недуги. Данная категория членов общества, с одной стороны, сама нуждается в информации и информационных технологиях, с другой - в значительной степени способна эффективно заниматься интеллектуальной деятельностью. Использование их потенциала позволит сбалансировать, а может быть, и увеличить интеллектуальный потенциал общества. Конечно, на первом месте стоит организация их обучения, которая связана с проблемами создания необходимых интеллектуально-информационных технологий. В этой связи Московский государственный университет культуры ввел новую квалификацию “Социальный педагог-реабилитолог”. Деятельность специалистов этого профиля должна быть, в первую очередь, направлена на создание инвалидам таких условий жизни и обучения, чтобы они наиболее полно могли раскрыть весь свой интеллектуальный потенциал с целью дальнейшего его максимального использование на благо общества. Осознание полезности обществу, возможность полноценно трудиться позволяют человеку концентрировать свои усилия на решении поставленных задач.
В процессе обучения данного контингента студентов необходимо обратить особое внимание на использование таких технологий, которые развивают аналитическое и алгоритмическое мышление, имеют глубокую культурологическую направленность. В этой связи нельзя не отметить, что обучение целесообразно ориентировать на максимальное использование дистанционных форм получения необходимого образования, что связано с созданием для данной категории студентов специальных АРМ, позволяющих преодолевать их физические недостатки. Применение соответствующих компьютерных технологий, информационно-поисковых, справочных систем и методов объектно-ориентированного анализа (например, технология МОДА) позволит создать специальные комплексы дистанционного обучения, обеспечивающие студентов необходимыми массивами высоко аналитических, информационно насыщенных сведений. Овладевая навыками оперативного “препарирования” текстов с целью получения данных для принятия наиболее правильных решений, обучаемый приобретает значимый интеллектуальный потенциал, позволяющий эффективно использовать полученные знания с целью информационного обеспечения общества и отдельных индивидуумов необходимыми им данными.
Такие специалисты будут обладать необходимым интеллектуальным потенциалом для обработки и организации информации с высокой степенью информативности, которая будет иметь важное значение в будущем, так как информационные технологии не ограничены во времени и пространстве, чего нельзя сказать об информационных ресурсах. Решение данной проблемы, ставшее возможным в нашей стране благодаря происходящим демократическим преобразованиям, представляется возможным при условии объединения усилий заинтересованных организаций (Министерство социальной защиты Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, специализированные учебные заведения, учебные заведения культуры Российской Федерации, Комитет по науке и технике Российской Федерации, благотворительные фонды и др.), а также необходимой финансовой поддержке государства.