Трофимова Р.А. |
|
Кардинальные перемены социальной жизни, происходящие в России, побуждают
ставить вопрос о необходимости пересмотра содержания и форм подготовки
библиотечных работников. Углубляющаяся дифференциация народа по полюсам
бедности и богатства, по отношению к собственности на средства производства
и политической власти меняют картину духовно-культурных потребностей населения
и запросов различных социальных групп в массовых библиотеках. Угасание
читательских интересов определенных направлений омертвляет значительную
часть накопленных библиотечных фондов, появление новых запросов читателей
требует от библиотек нетрадиционных методов работы по получению и распространению
литературы. Сокращение бюджетного финансирования учреждений культуры обрекает
на гибель многие из тех библиотек, которые не сумели делом доказать свою
нужность, не отслеживают сдвигов в читательских предпочтениях своих клиентов,
не перестроили свою работу с учетом тенденций социокультурных процессов
в обслуживаемом населении.
Следует признать, что большинство библиотечных работников (как средней,
так и высшей квалификации) не было подготовлено к такой перестройке. Учебные
планы учреждений библиотечного образования до сих пор ориентируют на узко-профессиональное
обучение, предполагающее, главным образом, научение технике и технологии
обработки, хранения и доведения до читателей библиотечной литературы. Социальная
проблематика деятельности библиотек преподается в крайне малом объеме,
фрагментарно и поверхностно (преимущественно в форме факультативных курсов).
Настало
время решительно отказаться от представления о библиотеке как только хранилище
и распространителе духовно-куль-турной информации. Библиотека - социокультурное
учреждение, призванное решать проблемы не только культурного, но и социального
характера. Данные проведенных нами исследований свидетельствуют о том,
что население оценивает деятельность библиотек тем выше, чем в большей
мере их работники участвуют в регулировании взаимоотношений между социальными
и этническими группами, в снижении социальной напряженности, в профилактике
и разрешении социальных конфликтов, чем чаще им удается выполнить те функции,
которые по сути своей присущи социальному работнику.
Отвечая на требования времени, библиотечный факультет Алтайского государственного
института искусств и культуры в 1993 г. открыл специализацию “библиотекарь
- социальный работник”. Здесь ведется преподавание таких адаптированных
для библиотечных работников дисциплин. как “Библиосоциология” , “Методология
и методика социальной работы библиотек “, “ Методология и методика социальной
работы библиотек”, “Конфликтологический аспект библиотечной деятельности”,
а также ряда детализирующих их спецкурсов. Думается, что это лишь начало
той реконструкции библиотечного образования, которая необходима для сохранения
и развития отечественного библиотечного дела. Смысл ее заключен, прежде
всего, в социологизации.
|