Трофимова Р.А.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
        Кардинальные перемены социальной жизни, происходящие в России, побуждают ставить вопрос о необходимости пересмотра содержания и форм подготовки библиотечных работников. Углубляющаяся дифференциация народа по полюсам бедности и богатства, по отношению к собственности на средства производства и политической власти меняют картину духовно-культурных потребностей населения и запросов различных социальных групп в массовых библиотеках. Угасание читательских интересов определенных направлений омертвляет значительную часть накопленных библиотечных фондов, появление новых запросов читателей требует от библиотек нетрадиционных методов работы по получению и распространению литературы. Сокращение бюджетного финансирования учреждений культуры обрекает на гибель многие из тех библиотек, которые не сумели делом доказать свою нужность, не отслеживают сдвигов в читательских предпочтениях своих клиентов, не перестроили свою работу с учетом тенденций социокультурных процессов в обслуживаемом населении. 
        Следует признать, что большинство библиотечных работников (как средней, так и высшей квалификации) не было подготовлено к такой перестройке. Учебные планы учреждений библиотечного образования до сих пор ориентируют на узко-профессиональное обучение, предполагающее, главным образом, научение технике и технологии обработки, хранения и доведения до читателей библиотечной литературы. Социальная проблематика деятельности библиотек преподается в крайне малом объеме, фрагментарно и поверхностно (преимущественно в форме факультативных курсов). 
Настало время решительно отказаться от представления о библиотеке как только хранилище и распространителе духовно-куль-турной информации. Библиотека - социокультурное учреждение, призванное решать проблемы не только культурного, но и социального характера. Данные проведенных нами исследований свидетельствуют о том, что население оценивает деятельность библиотек тем выше, чем в большей мере их работники участвуют в регулировании взаимоотношений между социальными и этническими группами, в снижении социальной напряженности, в профилактике и разрешении социальных конфликтов, чем чаще им удается выполнить те функции, которые по сути своей присущи социальному работнику. 
        Отвечая на требования времени, библиотечный факультет Алтайского государственного института искусств и культуры в 1993 г. открыл специализацию “библиотекарь - социальный работник”. Здесь ведется преподавание таких адаптированных для библиотечных работников дисциплин. как “Библиосоциология” , “Методология и методика социальной работы библиотек “, “ Методология и методика социальной работы библиотек”, “Конфликтологический аспект библиотечной деятельности”, а также ряда детализирующих их спецкурсов. Думается, что это лишь начало той реконструкции библиотечного образования, которая необходима для сохранения и развития отечественного библиотечного дела. Смысл ее заключен, прежде всего, в социологизации.
Hosted by uCoz