Разенкова Т.В., Уланова Е.В. |
|
С развитием бизнеса в России появились новые формы предпринимательства,
новые специальности, вошли в обиход новые понятия, получила распространение
профессиональная зарубежная терминология, но многие специалисты по подготовке
профессиональных кадров до сих пор “с подозрением” относятся к терминам
“менеджер”, “бизнесмен”, “диллер”, “брокер”, “дистрибьютер”, “марке-толог”
и др., предпочитая употреблять слова более привычные: руководитель, директор,
посредник и т.д.
Московский
государственный университет культуры в течение последних пяти лет готовит
специалистов новых профессий и квалификаций: менеджеров информационных
служб; менеджеров рекламы; менеджеров-юристов; менеджеров-маркетологов;
информационных брокеров и др. Российские менеджеры учатся и работают в
отличных от западных специалистов условиях; отличаются от них по многим
профессиональным и социальным стандартам; имеют иные параметры психологических
характеристик.
При подготовке менеджеров, которым придется работать на российском рынке
информационных товаров и услуг, необходимо учитывать не только мировые
стандарты менеджмента, но и национальную специфику условий труда российских
менеджеров и их менталитет.
Так,
западный бизнес функционирует в относительно стабильной системе координат,
российский - развивается в движущей системе координат с меняющейся размеренностью.
И “цель” и “стрелок” движутся нелинейно. Для попадания в цель необходимо
ощущать динамику системы, характер “мишеней”, тип средств “стрельбы”. Абсолютно
ясно, что призовые места - удел лидеров, “особенных” людей. Необходима
особая психологическая программа подготовки менеджеров с учетом индивидуальных
параметров индивида, его интеллектуальных, возрастных и образовательных
характеристик. Например, средний возраст 800 американских преуспевающих
менеджеров “за 50”; 428 из них закончили аспирантуру, в то время как в
РФ возраст преуспевающих менеджеров значительно моложе, а профессиональная
подготовка отличается по характеру и содержанию.
Новые экономические условия российского рынка информационных продуктов
и услуг позволяют преуспевать на нем, по мнению специалистов, трем типам
менеджеров:
-
менеджеры, занявшие должность за счет субъективных причин; случайного попадания
в организацию; “телефонного права”, левых рекомендаций, умения обойти закон;
протекции вышестоящих руководителей и структур и др. К этому типу принадлежит
большинство руководителей пирамидальных структур с авторитарной культурой
организации;
-
менеджеры, плохо понимающие цели и задачи организации, условия ее конкурентоспособности
и функционирования в отдельных сегментах рынка (руководители тех организаций,
которые использовали в предпринимательстве “деньги государства,” льготные
кредиты, средства приватизации и др.) Они представляют структуры, которые
постепенно “покидают” рынок в результате конкурентной борьбы и “перетекают”
в аналогичные организации, которым удается развиваться. Эти менеджеры имеют,
как правило, техническое образование, опыт партийной и государственной
работы в условиях планового хозяйства; опыт работы на производстве; стремление
к профессиональному росту в условиях рынка; обширные деловые связи;
-
менеджеры “нового поколения”, преодолевающие барьеры рынка за счет своей
молодости, личностных характеристик, новой профессиональной подготовки.
Сюда можно отнести и отдельных представителей первой и второй группы, научившихся
профессионально зарабатывать деньги, адекватные финансам своей организации.
Российские менеджеры за пять лет добились таких результатов, на которые
у их западных коллег уходит гораздо больше времени и меньше усилий. Однако
проблемы национального российского менеджмента росли и растут прямо пропорционально
успехам. Эти проблемы нуждаются в выявлении, систематизации, изучении и
профессиональных выводах, которые бы обеспечили надлежащую подготовку профессиональных
кадров для рынка информационных продуктов и услуг, стабилизирующегося в
соответствии с бюджетными ассигнованиями и коммерческой прибылью органов
информации.
Сегодня, к вышеуказанным квалификациям добавляются новые:
-
менеджер по продаже компьютеров и программ;
-
менеджер по сбыту компьютерной техники и компьютерных технологий; менеджер
по закупкам;
-
менеджер по управлению персоналом информационных фирм и др.
Российский информационный рынок предъявляет к ним высокие профессиональные
требования, отвечающие специфике национального рынка.
|