Разенкова Т.В., Уланова Е.В.
СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
        С развитием бизнеса в России появились новые формы предпринимательства, новые специальности, вошли в обиход новые понятия, получила распространение профессиональная зарубежная терминология, но многие специалисты по подготовке профессиональных кадров до сих пор “с подозрением” относятся к терминам “менеджер”, “бизнесмен”, “диллер”, “брокер”, “дистрибьютер”, “марке-толог” и др., предпочитая употреблять слова более привычные: руководитель, директор, посредник и т.д. 
Московский государственный университет культуры в течение последних пяти лет готовит специалистов новых профессий и квалификаций: менеджеров информационных служб; менеджеров рекламы; менеджеров-юристов; менеджеров-маркетологов; информационных брокеров и др. Российские менеджеры учатся и работают в отличных от западных специалистов условиях; отличаются от них по многим профессиональным и социальным стандартам; имеют иные параметры психологических характеристик. 
        При подготовке менеджеров, которым придется работать на российском рынке информационных товаров и услуг, необходимо учитывать не только мировые стандарты менеджмента, но и национальную специфику условий труда российских менеджеров и их менталитет. 
Так, западный бизнес функционирует в относительно стабильной системе координат, российский - развивается в движущей системе координат с меняющейся размеренностью. И “цель” и “стрелок” движутся нелинейно. Для попадания в цель необходимо ощущать динамику системы, характер “мишеней”, тип средств “стрельбы”. Абсолютно ясно, что призовые места - удел лидеров, “особенных” людей. Необходима особая психологическая программа подготовки менеджеров с учетом индивидуальных параметров индивида, его интеллектуальных, возрастных и образовательных характеристик. Например, средний возраст 800 американских преуспевающих менеджеров “за 50”; 428 из них закончили аспирантуру, в то время как в РФ возраст преуспевающих менеджеров значительно моложе, а профессиональная подготовка отличается по характеру и содержанию. 
        Новые экономические условия российского рынка информационных продуктов и услуг позволяют преуспевать на нем, по мнению специалистов, трем типам менеджеров: 
- менеджеры, занявшие должность за счет субъективных причин; случайного попадания в организацию; “телефонного права”, левых рекомендаций, умения обойти закон; протекции вышестоящих руководителей и структур и др. К этому типу принадлежит большинство руководителей пирамидальных структур с авторитарной культурой организации; 
- менеджеры, плохо понимающие цели и задачи организации, условия ее конкурентоспособности и функционирования в отдельных сегментах рынка (руководители тех организаций, которые использовали в предпринимательстве “деньги государства,” льготные кредиты, средства приватизации и др.) Они представляют структуры, которые постепенно “покидают” рынок в результате конкурентной борьбы и “перетекают” в аналогичные организации, которым удается развиваться. Эти менеджеры имеют, как правило, техническое образование, опыт партийной и государственной работы в условиях планового хозяйства; опыт работы на производстве; стремление к профессиональному росту в условиях рынка; обширные деловые связи; 
- менеджеры “нового поколения”, преодолевающие барьеры рынка за счет своей молодости, личностных характеристик, новой профессиональной подготовки. Сюда можно отнести и отдельных представителей первой и второй группы, научившихся профессионально зарабатывать деньги, адекватные финансам своей организации. 
        Российские менеджеры за пять лет добились таких результатов, на которые у их западных коллег уходит гораздо больше времени и меньше усилий. Однако проблемы национального российского менеджмента росли и растут прямо пропорционально успехам. Эти проблемы нуждаются в выявлении, систематизации, изучении и профессиональных выводах, которые бы обеспечили надлежащую подготовку профессиональных кадров для рынка информационных продуктов и услуг, стабилизирующегося в соответствии с бюджетными ассигнованиями и коммерческой прибылью органов информации. 
        Сегодня, к вышеуказанным квалификациям добавляются новые: 
- менеджер по продаже компьютеров и программ; 
- менеджер по сбыту компьютерной техники и компьютерных технологий; менеджер по закупкам; 
- менеджер по управлению персоналом информационных фирм и др. 
        Российский информационный рынок предъявляет к ним высокие профессиональные требования, отвечающие специфике национального рынка.

 
Hosted by uCoz