Пачкова В.Г. |
|
В связи с введением нового “Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений в России” значительно возрастает роль
дипломной работы как важнейшего заключительного этапа в формировании профессиональных
и научно-исследовательских навыков и умений студентов в вузе. Дипломная
работа - это самостоятельно выполненное студентом исследование под руководством
научного руководителя, в котором творчески разработаны актуальные вопросы
библиотечно-библио-графической и информационной теории, истории, методики,
практики, направленные на дальнейшие совершенствование библиотечного дела.
Способствует
подготовке и написанию дипломной работы приобщение студентов к самостоятельной
учебно-исследовательской деятельности. Этот процесс является непрерывным,
и начинается с I курса проведением специальных семинаров по организации
и методике самостоятельной работы, включает курсы “Введение в специальность”
и “Основы научных исследований”, которые знакомят студента с будущей специальностью
и помогают овладеть методикой самостоятельной работы, навыками научного
исследования. Все формы учебных занятий: лекции, семинарские и практические
занятия, курсы по выбору, а также написание рефератов, контрольных, курсовых
работ оказывают помощь в дальнейшей разработке дипломного исследования.
На всех этапах учебно-исследовательской деятельности студента происходит
конкретизация и углубление его работы над дипломом.
Первый этап включает выбор темы и уставление контактов с научным руководителем.
На выбор темы оказывают влияние такие факторы, как интерес, ее проблемность,
актуальность, теоретическое и практическое видение, соответствие разработки
конкретным целям и задачам. На факультете разработана “Тематика дипломных
работ”, которая является приложением к учебно-методическому пособию “Дипломные
работы”. В названном приложении приведены темы дипломных работ, утвержденные
специальными
кафедрами университета, и научные руководители. Тематика дипломных работ
является примерной. По согласованию с руководителями дипломных работ и
деканатами в темы можно внести изменения в зависимости от желания студента
или организации, опыт которой использует студент. Тематика дипломных работ
отражает сегодняшний день теории и практики библиотечного дела, библиографии
и информатики. Она нацелена на решение реальных проблем библиотечного дела
с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. Большинство тем
являются составной частью комплексных научных исследований специальных
кафедр, соответствуют плану научно-исследо-вательской работы в университете.
Особую ценность представляют темы, связанные с плановыми научно-исследовательскими
работами библиотек и служб информации или являются заказами библиотек,
органов информации и других учреждений. Путь, который проходит студент
при разработке, написании и оформлении дипломной работы - нелегкий путь
радости познания и творчества. Большую роль в этом сотворчестве играет
педагог - научный руководитель. Именно научный руководитель выявляет интерес
к теме, степень его ознакомления с ней, помогает определить цели и задачи,
структуру исследования, выбрать методы изучения, написания и оформления
работы, стимулирует творческую инициативу, ответственность и организованность
студента, развивает его индивидуальные способности, исследовательские навыки,
глубину мышления, оказывает влияние на формирование личности студента в
целом. Профессиональный талант педагога, творческая индивидуальность, интеллект,
умение общаться оказывают непосредственное влияние на студента. Это позволяет
быть “на равных” с педагогом, активно воспринимать его творческую позицию,
развивает у студента свое личностное отношение к разработке проблемы.
Второй этап предполагает закрепление интереса к выбранной теме, тщательное
продумывание структуры работы и методики исследования, теоретического “оснащения”
работы, разработку “Задания на дипломную работу” и утверждение его на кафедре.
Третий этап - решение конкретных профессиональных задач, которые обогащают
теорию, уточняют и подтверждают отдельные ее положения, вносят новые решения
в практику. Этот этап заканчивается выступлением на научной студенческой
конференции с основными положениями дипломной работы.
Четвертый этап - оформление дипломной работы с учетом ГОСТов системы стандартов
по информации, библиотечному и издательскому делу. Он предполагает также
предзащиту дипломной работы на специальном занятии в присутствии членов
комиссии от деканата, профилирующих кафедр, научного руководителя.
Заключительным этапом является рецензирование и представление на защиту
дипломной работы. Защита дипломной работы в университете проводится на
открытом заседании ГАК. На защиту могут быть приглашены руководители библиотек
и служб информации, которые знакомы с содержанием работы и имеют свое мнение
в качестве дипломной работы.
Дипломная
работа как итог учебной и научно-исследо-вательской работы студента в вузе
служит основанием для рекомендации отдельных студентов в аспирантуру. С
каждым годом увеличивается количество дипломных работ, внедряемых в практику
библиотек и других служб информации. Целевые заказчики многих дипломных
работ - областные, городские, специальные библиотеки, в том числе РГБ,
ГПНТБ, ГРДБ, ЦНСХБ, библиотеки Центров народного творчества, различные
музеи, такие организации, как “Мосгорархив”, “Информприбор”, Центр занятости
населения г. Химки Московской области, Центр информации и рекламы Международного
научно-технического комплекса “Микрохирургия глаза”.
|