Надольская Т.В. |
ЗАДАЧИ ПЕРЕСТРОЙКИ КУРСА “БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД” |
Сложившаяся в результате многолетнего совершенствования структура курса
“Библиотечный фонд” в целом себя оправдывает. По сути дела курс состоит
из трех частей, системно раскрывающих наиболее существенные аспекты библиотечного
фонда:
-
библиотечный фонд как подсистема библиотеки и сущностная система;
-
библиотечный фонд как технологическая система;
-
библиотечный фонд как кибернетическая (управляемая) система.
Однако реформа высшей школы: введение многоступенчатого образования, появление
колледжей, дающих неполное высшее образование, бакалавриата и магистратуры,
вынуждают построить структуру курса “Библиотечный фонд” в соответствии
со структурой многозвенного библиотечного образования.
В
связи с этим требуется, чтобы бакалавр получил объем знаний, умений и навыков,
необходимый и достаточный для того, чтобы владеть технологией формирования
библиотечного фонда на практике. Следовательно, технологический раздел
курса выдвигается в преподавании на первое место.
Магистерское
образование - это образование по преимуществу теоретическое, поэтому теоретические
разделы курса должны быть отнесены на последний период обучения студента
в университете. Такой подход в принципе соответствует и дидактическому
принципу обучения от простого к сложному.
Эти
теоретические построения тем не менее вызывают значительные сложности при
их практическом воплощении.
Во-первых, нелогично и невозможно излагать технологию формирования библиотечного
фонда без того, чтобы дать студенту общие, а следовательно, общетеоретические
представления о понятии “библиотечный фонд”. Иными словами, нынешний первый
раздел курса вновь претендует на то, чтобы быть в начале курса.
Во-вторых, давать технологию в отрыве от частных теорий (комплектования,
учета, размещения и т.п.) - тоже далеко не оптимальный вариант преподавания
курса.
Разрешение
этого противоречия будет возможно, по-видимому, только в практике преподавания.
Вероятно, для выработки рационального структурирования курса потребуются
годы. Надо быть морально готовыми к тому, что с первой попытки этого достигнуть
не удастся. Но это даст возможность подготовиться к введению магистерской
подготовки.
Развитие
фондоведения привело к пониманию того, что один из разделов курса, а именно
связанный с безопасностью и хранением фонда, имеет не узкофондовое, а общебиблиотечное
значение. Назрел вопрос о выделении его в самостоятельный курс.
Изменение
структуры курса “Библиотечный фонд” потребует также существенных изменений
в содержании учебной и производственной практики студентов.
|