Костюкова М.В.
ОБ ОПЫТЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ “ ШКОЛА - ВУЗ “.
        В последнее время все большее значение приобретает профессиональная ориентация и подготовка школьников в рамках комплекса “ школа - вуз “. В современных условиях важно не столько научить учащихся правильно воспринимать и закреплять информацию, но и научить их самостоятельно мыслить и добывать знания, привить им умение выбрать литературу и навыки наиболее рациональной самостоятельной работы с книгой или другими носителями информации. 
В целях улучшения профориентации школьников, а также качества приема на 1 курс дневного отделения библиотечно-инфор-мационного факультета Московского государственного университета культуры и дальнейшей подготовки библиотечных специалистов 6 лет назад был проведен эксперимент по созданию комплекса “школа - вуз” на базе средней общеобразовательной школы №1098 Северо-Восточного округа Москвы с углубленным изучением мировой художественной культуры, литературы, истории, иностранного языка, а также основ книжной культуры и библиотечно-библиографических знаний при библиотечно-информационном факультете МГУК. Эксперимент продолжался 2 года и полностью оправдал себя. 
        Система подготовки библиотечных специалистов на ранней стадии в рамках комплекса “ школа - вуз “ продолжает совершенствоваться и развиваться сегодня. При деканате библиотечно-информационного факультета МГУК организован центр, направляющий и координирующий работу в данной сфере. Сейчас на факультете действует уже 6 комплексов, заключены договора с школами Москвы, Химок, Долгопрудного Московской области, разработан и принят стандартный пакет документов, регламентирующий деятельность комплекса “ школа - вуз”, включающий в себя: “Положение о комплексе “школа - вуз” при МГУК”; договор о целевом приеме выпускников школ на дневное отделение библиотечно-информацион-ного факультета; Учебный план комплекса “ школа - вуз“; выписка из протокола конкурсно-экзаменационной комиссии по итогам единых испытаний в комплексе “школа - вуз”; сертификат о сдаче экзаменов, выдаваемый выпускникам комплекса “школа - вуз”; лист собеседования и перечень вопросов для собеседования в университете. 
        Учебный план разработан с ориентацией на библиотечную профессию сроком на 2 года для 10 и 11 классов и состоит из 2-х частей: общеобразовательные и специальные предметы. В план комплекса “школа - вуз” при школе №1098 в раздел “Специальные предметы” включены следующие гуманитарные дисциплины: основы книжной культуры, история философии и культуры, зарубежная литература, основы религиоведения. Учебные предметы могут варьироваться с учетом специфики той или иной школы, состава и возраста учащихся. Таким образом, школа обеспечивает завершение среднего образования и наряду с этим дает учащимся повышенную подготовку по литературе, истории, иностранному языку, мировой художественной культуре, а также профильную подготовку по специальности “Библиотекарь-библиограф”. 
Советом факультета утверждена “Программа обучения старшеклассников (10-11 классы) по курсу “Основы книжной культуры”, которая содержит 4 основных раздела: “История книги с древнейших времен до наших дней”, “Искусство книги”, “Основы библиотечно-библиографических знаний”, “Культура чтения”. Программа предполагает чтение лекций, проведение семинаров и лабораторно-практических занятий в районной массовой библиотеке, посещение крупных библиотек и информационных центров, музеев, в частности, “Музея книги” при РГБ и музея экслибриса. 
        За последние 2 года были внесены некоторые изменения и дополнения в ряд законодательных документов, регламентирующих деятельность комплексов “школа - вуз” и являющихся руководящими для университета в целом и библиотечно-информационного факультета в частности. Так, например, в 1995 и в 1996 г. государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию приняты и направлены для использования в работе согласованные с министерством образования России “Рекомендации по организации и проведению единых экзаменов для выпускников общеобразовательных учреждений, взаимодействующих с образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями)”. В свете этих документов библиотечно-информационный факультет корректирует свою деятельность. Постоянно также пересматриваются, дополняются и совершенствуются учебные планы и программы, вносятся инновационные изменения в методику обучения. Вся проводимая работа в данном направлении крайне важна и необходима для профессиональной ориентации школьников, подготовки достойных студентов для библиотечно-информационного факультета, а в конечном итоге для повышения культурного и интеллектуального потенциала России.
Hosted by uCoz