Костюкова М.В. |
|
В последнее время все большее значение приобретает профессиональная ориентация
и подготовка школьников в рамках комплекса “ школа - вуз “. В современных
условиях важно не столько научить учащихся правильно воспринимать и закреплять
информацию, но и научить их самостоятельно мыслить и добывать знания, привить
им умение выбрать литературу и навыки наиболее рациональной самостоятельной
работы с книгой или другими носителями информации.
В
целях улучшения профориентации школьников, а также качества приема на 1
курс дневного отделения библиотечно-инфор-мационного факультета Московского
государственного университета культуры и дальнейшей подготовки библиотечных
специалистов 6 лет назад был проведен эксперимент по созданию комплекса
“школа - вуз” на базе средней общеобразовательной школы №1098 Северо-Восточного
округа Москвы с углубленным изучением мировой художественной культуры,
литературы, истории, иностранного языка, а также основ книжной культуры
и библиотечно-библиографических знаний при библиотечно-информационном факультете
МГУК. Эксперимент продолжался 2 года и полностью оправдал себя.
Система подготовки библиотечных специалистов на ранней стадии в рамках
комплекса “ школа - вуз “ продолжает совершенствоваться и развиваться сегодня.
При деканате библиотечно-информационного факультета МГУК организован центр,
направляющий и координирующий работу в данной сфере. Сейчас на факультете
действует уже 6 комплексов, заключены договора с школами Москвы, Химок,
Долгопрудного Московской области, разработан и принят стандартный пакет
документов, регламентирующий деятельность комплекса “ школа - вуз”, включающий
в себя: “Положение о комплексе “школа - вуз” при МГУК”; договор о целевом
приеме выпускников школ на дневное отделение библиотечно-информацион-ного
факультета; Учебный план комплекса “ школа - вуз“; выписка из протокола
конкурсно-экзаменационной комиссии по итогам единых испытаний в комплексе
“школа - вуз”; сертификат о сдаче экзаменов, выдаваемый выпускникам комплекса
“школа - вуз”; лист собеседования и перечень вопросов для собеседования
в университете.
Учебный план разработан с ориентацией на библиотечную профессию сроком
на 2 года для 10 и 11 классов и состоит из 2-х частей: общеобразовательные
и специальные предметы. В план комплекса “школа - вуз” при школе №1098
в раздел “Специальные предметы” включены следующие гуманитарные дисциплины:
основы книжной культуры, история философии и культуры, зарубежная литература,
основы религиоведения. Учебные предметы могут варьироваться с учетом специфики
той или иной школы, состава и возраста учащихся. Таким образом, школа обеспечивает
завершение среднего образования и наряду с этим дает учащимся повышенную
подготовку по литературе, истории, иностранному языку, мировой художественной
культуре, а также профильную подготовку по специальности “Библиотекарь-библиограф”.
Советом
факультета утверждена “Программа обучения старшеклассников (10-11 классы)
по курсу “Основы книжной культуры”, которая содержит 4 основных раздела:
“История книги с древнейших времен до наших дней”, “Искусство книги”, “Основы
библиотечно-библиографических знаний”, “Культура чтения”. Программа предполагает
чтение лекций, проведение семинаров и лабораторно-практических занятий
в районной массовой библиотеке, посещение крупных библиотек и информационных
центров, музеев, в частности, “Музея книги” при РГБ и музея экслибриса.
За последние 2 года были внесены некоторые изменения и дополнения в ряд
законодательных документов, регламентирующих деятельность комплексов “школа
- вуз” и являющихся руководящими для университета в целом и библиотечно-информационного
факультета в частности. Так, например, в 1995 и в 1996 г. государственным
Комитетом Российской Федерации по высшему образованию приняты и направлены
для использования в работе согласованные с министерством образования России
“Рекомендации по организации и проведению единых экзаменов для выпускников
общеобразовательных учреждений, взаимодействующих с образовательными учреждениями
высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями)”.
В свете этих документов библиотечно-информационный факультет корректирует
свою деятельность. Постоянно также пересматриваются, дополняются и совершенствуются
учебные планы и программы, вносятся инновационные изменения в методику
обучения. Вся проводимая работа в данном направлении крайне важна и необходима
для профессиональной ориентации школьников, подготовки достойных студентов
для библиотечно-информационного факультета, а в конечном итоге для повышения
культурного и интеллектуального потенциала России.
|