Кокойкина О.Н. |
|
Любая фирма не может оставаться вне тех перемен, которые происходят в обществе,
строящем рыночную экономику. Внедрение элементов маркетинга в повседневную
работу - это насущное требование сегодняшнего дня. Можно говорить о включении
в рыночные отношения и вузов, в том числе вузов культуры.
Каждая
фирма должна выработать основные принципы, которыми она будет руководствоваться
в своей работе. Они должны исходить из общечеловеческих ценностей и не
преследовать узкокорпоративные цели.
К основным принципам, опираясь на опыт зарубежных фирм, можно отнести:
-
каждый человек заслуживает уважения;
-
каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание;
-
добиваться совершенства во всем.
Чтобы сыграть свою роль, они должны быть прежде всего осознаны персоналом.
Главным достоянием фирмы являются люди, а не деньги или имущество. Важно
постоянно подчеркивать, что каждый человек представляет собой личность.
Чувство удовлетворения, испытываемое человеком от выполнения своей работы,
должно дополняться материальными и моральными поощрениями. Это могут быть
продвижение по службе, поощрение, премия. Сотрудника можно публично поблагодарить,
написать о нем статью.
Качество
работы фирмы зависит от способности организации обеспечить рост квалификации
своего персонала. Ведущие зарубежные фирмы тратят на учебные и образовательные
программы немалые средства. Все сотрудники фирм, начиная с высшего руководства,
ежегодно проходят курс повышения квалификации объемом не менее 40 часов.
Большое
значение имеет и подбор новых кадров. Интенсивный курс подготовки к работе
в фирме успешнее усваивается лучшими выпускниками известных учебных заведений.
К тому же они легче переключаются на выполнение более сложных работ. Чтобы
достичь совершенства, надо пройти соответствующую подготовку и быть нацеленным
на достижение успеха. Новички должны усвоить кодекс фирмы и увидеть его
в действии.
Надо установить долгосрочные отношения с покупателями (в случае вуза -
с теми организациями, которые заинтересованы в подготовке определенных
специалистов). Деятельность фирмы во многом зависит от того, способна ли
она установить и поддерживать устойчивые и длительные связи с достаточно
широким кругом потребителей.
Одно
из определений маркетинга гласит, что маркетинг - это процесс установления
фирмой созидательных и плодотворных связей со средой, в которой она осуществляет
реализацию своих товаров и услуг. Коренное отличие сбыта и маркетинга в
том, что в первом случае вы пытаетесь заинтересовать покупателя тем, что
вы уже имеете; во втором- вы стараетесь заиметь то, в чем покупатель сам
заинтересован. Реализация второго направления тесно связана с изучением
рынка. Надо найти свою “нишу” среди подобных себе фирм, предложить на рынок
или аналогичный товар, но высочайшего качества, или товар исключительной
рыночной новизны. Вузы должны четко чувствовать потребность в специалистах
новых специальностей, а также совершенствовать традиционное образование
путем внедрения новейших методик, применения современных технических средств,
обеспечения образованию достойной материально-технической базы.
Все сказанное относится к высшему образованию в целом и к библиотечному
образованию в частности. Нетрудно заметить, что практически ни один из
названных принципов работы не соблюдается. Поэтому трудно ждать от вузов
серьезной отдачи и большой популярности в обществе. Из этого не следует,
что библиотечное образование обречено на медленное угасание. Четкая продуманная
политика руководства, пересмотр старых и внедрение новых принципов работы,
материальная поддержка со стороны государственных структур способны поднять
это образование на новый уровень и сделать его престижным.
|