Ключенко Т.И. |
КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА |
Необходимость формирования математической культуры у библиотечных специалистов,
как представителей гуманитарной профессии, обусловлена той остротой, которую
приобретает в конце 90-х гг. концептуализированная полвека назад Ч. Сноу
проблема соотношения и взаимодействия научно-технической и гуманитарно-худо-жественной
культур. Острота эта вызвана тем, что, с одной стороны, она выступает как
столкновение духовной, эколого-этической, гуманитарной по своей сути культуры
с вульгарно-математической, гедонистической, технократической культурой;
с другой - ее проявление в традиционном аспекте показывает, что следует
прежде всего обратить внимание на этико-этическое просвещение студентов
научно-технических специальностей и повышение уровня подготовки студентов-гуманитариев
в области более строгих и точных методов познания (основы системного анализа,
теория информации, логика, математико-статистические методы, компьютерная
техника).
Трудности формирования математической культуры у библиотечных специалистов
связаны с тем, что большинство научных работников-библиотековедов и библиографов
в силу сложившейся в высшем образовании практики не имеют достаточной математической
подготовки, а это определенным образом сдерживает развитие библиотечно-библиографической
науки. Сама идея математизации вызывает внутреннее сопротивление со стороны
людей, привыкших к традиционно гуманитарным способам мышления, в то время
как математика является не только мощным средством решения прикладных задач
и универсальным языком науки, но и элементом общей культуры.
Недостаточная математическая подготовка выпускников библиотечно-библиографической
деятельности сказывается на темпах ее компьютеризации, информатизации и
на адаптации библиотек к рыночным условиям.
Одним
из путей формирования математической культуры явилась внедряемая в практику
преподавания непрерывная программа математического образования студентов
на библиотечно-информационном факультете Казанской государственной академии
культуры и искусств в рамках специализации “Технология автоматизированных
библиотечно-информационных систем”.Основная цель реализации этой программы
на специализации - воспитание математической культуры, которая включает
в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей
библиотечно-библиографической подготовке, правильное представление о роли
и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре, умение
логически мыслить и оперировать абстрактными объектами и быть корректным
в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных
и качественных соотношений при описании процессов комплектования фондов,
обработки и передачи информации, анализе спроса на информацию, изучении
информационно-потребительской ситуации и т.д. При этом упор делается на
необходимость учета принципиальных характеристик библиотечно-библиографического
(гуманитар-ного) мышления.
Наличие учебного пособия “Математические методы в библиотечной работе”
и “Сборника задач по математическому моделированию информационно-библиотечных
процессов”, подготовленных преподавателями кафедры и изданных в издательстве
Казанского университета в 1987 и 1993 г., значительно облегчило реализацию
задач математической подготовки студентов.
Организационное и математическое обеспечение процесса непрерывной математической
подготовки тесно увязаны с принципом управления мыслительной деятельностью.
Этот принцип предполагает перевод студентов с низкого уровня познавательной
деятельности (уровня знакомства) на более высокие (воспроизведения и умения,
а затем и творческий). При этом одной из главных задач является формирование
и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых
знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными
операциями.
Задачи
моделирования, а также установление связи между компонентами системы “человек
- компьютер - модель” в настоящее время настолько усложняются, что их решение
требует синтеза естественных и гуманитарных наук, а также проведения широких
междисциплинарных исследований.
Внедряемая на специализации программа непрерывной математической подготовки
создает предпосылки для успешного решения будущими библиотечными специалистами
таких задач.
|