Клюев В.К.
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
        Современные социально-политические реалии развития российского общества, демократизация системы высшего профессионального образования и коренная перестройка содержания профиль-ного обучения предопределяют настоятельную необходимость переосмысления методологических основ и выработки новой парадигмы библиотековедческой подготовки высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационной среды, особенно управленческой квалификации. 
Кафедрой библиотековедения университета на протяжении более десяти лет (с 1984/85 уч. г.) успешно реализуется мобильная программа селективного обучения будущих управленческих кадров библиотек. Она предусматривает интеграцию основных дидактических принципов (интереса, сознательности, активности, систематичности, последовательности, наглядности, доступности, посильности и прочности усвоения знаний) с эффективными педагогическими методиками (проблемные лекции, просеминары, тренинговые занятия, тестовый контроль и пр.). Акцент на мотивацию и активизацию творческого потенциала студентов позволяет значительно интенсифицировать образовательный процесс за счет внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечить гибкость обучения библиотековедческим проблемам, вариативность аудиторных занятий, альтернативность выбора форм взаимодействия сторон в системе “педагог - студент”. 
        Перевод подготовки библиотечных менеджеров на пятилетние университетские учебные планы позитивно отразится на уровне их профессиональных знаний, так как предоставит возможность значительно углубить базовые компоненты специальной управленческой подготовки, обеспечить ее этапность и комплексность, более динамично маневрировать объемом, формами, видами и временными границами учебных занятий. 
        Вектор развития квалификации “менеджер библиотечного дела” направлен на соединение в рамках управленческого цикла библиотековедческой подготовки дедуктивного (теоретического) и индуктивного (конкретно-практического) подходов к профессиональному образованию. Это обусловливает необходимость введения в качестве дисциплин специализации ряда актуальных учебных курсов, в том числе “Библиотечная макроэкономика” и “Правовые основы деятельности библиотеки”. 
В отличие от преподаваемого курса “Экономика библиотечного дела”, проектируемый учебный предмет “Библиотечная макроэкономика” рассматривает экономический макроуровень библиотечной деятельности через призму функционирования отдельного библиотечно-информационного учреждения как полноправной хозяйствующей (экономической) единицы с присущей ей специфической социально-экономической микросредой. Блочно-модульный принцип построения курса позволит оперативно перестраивать его структуру и наполнение, последовательно закреплять знания студентов на проблемных семинарах и тематических практических занятиях (в том числе на базе кафедральных учебно-научно-библиотечных курсов). 
        В штатном расписании большинства библиотек не предусмотрена должность юрисконсульта, поэтому библиотечным руководителям различного уровня важно уметь при принятии управленческих решений грамотно ориентироваться в существующем профильном правовом пространстве. Новый курс “Правовые основы деятельности библиотек” предполагает интерпретацию фундаментальных норм гражданского, интеллектуального и трудового права относительно повседневной деятельности российских библиотечно-инфор-мационных учреждений, а также детальный анализ возможной правоприменительной практики базового отраслевого Федерального закона “О библиотечном деле”. Одно из центральных мест в содержании обучения займет освоение массива нормативно-правовых подзаконных актов, регламентирующих и регулирующих функционирование современной отечественной библиотеки как субъекта права. Среди методов обучения планируется активно использовать экспресс-тренинг, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, коллоквиумы, что поможет максимально индивидуализировать данный аспект специальной подготовки (с учетом сегодняшнего и/или будущего места работы выпускника). 
        Оба курса целесообразно осваивать параллельно в едином экономико-правовом блоке в течении двух завершающих семестров обучения, чтобы вооружить специалистов самым последним профессионально значимым концептуально-теоретическим и прикладным материалом. 
К концу 1996/97 учебного года предметно-методическая комиссия “Библиотечный менеджмент” кафедры библиотековедения МГУК завершит программно-методическое оснащение этих и других перспективных библиотековедческих дисциплин. Начало преподавания с 1997/98 учебного года данных курсов позволит реально осуществить переход к качественно иным структуре и содержанию организационно-управленческой подготовки библиотечных менеджеров, нацеленной на формирование инновационного мышления студентов, развитие у них деловой инициативы, способностей ориентироваться в нестандартных ситуациях и оперативно принимать адекватные управленческие решения. Такой подход обеспечит устойчивую конкурентоспособность выпускников управленческой квалификации на рынке труда библиотечно-информационной сферы.
Hosted by uCoz