Клюев В.К. |
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ |
Современные социально-политические реалии развития российского общества,
демократизация системы высшего профессионального образования и коренная
перестройка содержания профиль-ного обучения предопределяют настоятельную
необходимость переосмысления методологических основ и выработки новой парадигмы
библиотековедческой подготовки высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационной
среды, особенно управленческой квалификации.
Кафедрой
библиотековедения университета на протяжении более десяти лет (с 1984/85
уч. г.) успешно реализуется мобильная программа селективного обучения будущих
управленческих кадров библиотек. Она предусматривает интеграцию основных
дидактических принципов (интереса, сознательности, активности, систематичности,
последовательности, наглядности, доступности, посильности и прочности усвоения
знаний) с эффективными педагогическими методиками (проблемные лекции, просеминары,
тренинговые занятия, тестовый контроль и пр.). Акцент на мотивацию и активизацию
творческого потенциала студентов позволяет значительно интенсифицировать
образовательный процесс за счет внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечить
гибкость обучения библиотековедческим проблемам, вариативность аудиторных
занятий, альтернативность выбора форм взаимодействия сторон в системе “педагог
- студент”.
Перевод подготовки библиотечных менеджеров на пятилетние университетские
учебные планы позитивно отразится на уровне их профессиональных знаний,
так как предоставит возможность значительно углубить базовые компоненты
специальной управленческой подготовки, обеспечить ее этапность и комплексность,
более динамично маневрировать объемом, формами, видами и временными границами
учебных занятий.
Вектор развития квалификации “менеджер библиотечного дела” направлен на
соединение в рамках управленческого цикла библиотековедческой подготовки
дедуктивного (теоретического) и индуктивного (конкретно-практического)
подходов к профессиональному образованию. Это обусловливает необходимость
введения в качестве дисциплин специализации ряда актуальных учебных курсов,
в том числе “Библиотечная макроэкономика” и “Правовые основы деятельности
библиотеки”.
В
отличие от преподаваемого курса “Экономика библиотечного дела”, проектируемый
учебный предмет “Библиотечная макроэкономика” рассматривает экономический
макроуровень библиотечной деятельности через призму функционирования отдельного
библиотечно-информационного учреждения как полноправной хозяйствующей (экономической)
единицы с присущей ей специфической социально-экономической микросредой.
Блочно-модульный принцип построения курса позволит оперативно перестраивать
его структуру и наполнение, последовательно закреплять знания студентов
на проблемных семинарах и тематических практических занятиях (в том числе
на базе кафедральных учебно-научно-библиотечных курсов).
В штатном расписании большинства библиотек не предусмотрена должность юрисконсульта,
поэтому библиотечным руководителям различного уровня важно уметь при принятии
управленческих решений грамотно ориентироваться в существующем профильном
правовом пространстве. Новый курс “Правовые основы деятельности библиотек”
предполагает интерпретацию фундаментальных норм гражданского, интеллектуального
и трудового права относительно повседневной деятельности российских библиотечно-инфор-мационных
учреждений, а также детальный анализ возможной правоприменительной практики
базового отраслевого Федерального закона “О библиотечном деле”. Одно из
центральных мест в содержании обучения займет освоение массива нормативно-правовых
подзаконных актов, регламентирующих и регулирующих функционирование современной
отечественной библиотеки как субъекта права. Среди методов обучения планируется
активно использовать экспресс-тренинг, анализ конкретных ситуаций, деловые
игры, коллоквиумы, что поможет максимально индивидуализировать данный аспект
специальной подготовки (с учетом сегодняшнего и/или будущего места работы
выпускника).
Оба курса целесообразно осваивать параллельно в едином экономико-правовом
блоке в течении двух завершающих семестров обучения, чтобы вооружить специалистов
самым последним профессионально значимым концептуально-теоретическим и
прикладным материалом.
К
концу 1996/97 учебного года предметно-методическая комиссия “Библиотечный
менеджмент” кафедры библиотековедения МГУК завершит программно-методическое
оснащение этих и других перспективных библиотековедческих дисциплин. Начало
преподавания с 1997/98 учебного года данных курсов позволит реально осуществить
переход к качественно иным структуре и содержанию организационно-управленческой
подготовки библиотечных менеджеров, нацеленной на формирование инновационного
мышления студентов, развитие у них деловой инициативы, способностей ориентироваться
в нестандартных ситуациях и оперативно принимать адекватные управленческие
решения. Такой подход обеспечит устойчивую конкурентоспособность выпускников
управленческой квалификации на рынке труда библиотечно-информационной сферы.
|