Клепикова М.М.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ, БИБЛИОГРАФИИ И
ИНФОРМАЦИИ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


В условиях развивающейся демократии, динамично изменяющейся социально-экономической ситуации и все возрастающей информатизации общества особую значимость приобретает проблема подготовки кадров для социально-культурной сферы, ориентированной на высокий уровень конкурентоспособности не только на традиционном библиотечно-библиографическом рынке, но и в создающейся системе бизнес-библиотек и информационно-коммерческих служб.

Многолетний опыт развития системы высшего заочного библиотечно-библиографического образования показал необходимость дифференцированного подхода к подготовке специалистов без отрыва от производства. Заочная форма обучения библиотечных и информационных работников обеспечивает их профессиональное совершенствование и личностное развитие, расширение общенаучного кругозора, сочетание собственных интересов и задач библиотечно-библиографической и информационной науки и практики. Вместе с тем она является важнейшим фактором осуществления процесса преемственности и непрерывности образования и непосредственной связи обучения со сферой производственной деятельности.

На заочном факультете библиотековедения, библиографии и информатики МГУК осуществляется динамичный процесс корректировки действующих учебных планов и разработки новых с учетом базового образования обучающихся и изучения спроса на специалистов определенных категорий и направлений на данном этапе. Этот процесс содействует расширению специализаций и квалификаций, введению новых специальностей, определению сроков обучения, придает заочной форме обучения более мобильный характер.

Становление в России рыночных отношений выдвигает перед заочным образованием ряд новых проблем. Главная из них - оперативное изучение спроса на специалистов и быстрая реакция на удовлетворение этого спроса. В связи с этим на основе исследования потребностей социально-культурной сферы в специалистах высшей квалификации в 1993 г. в рамках специальности “Библиотековедение и библиография” были открыты новые квалификации: “Менеджер библиотечного дела” и “Бибилограф-референт патентных служб”, а с 1996 г. - “Библиотекарь - преподаватель литературы для детей и юношества” и “Библиотекарь-педагог по работе с детьми и юношеством”. В 1993 г. были открыты специальности информационной направленности. С 1995 г. начато обучение студентов по специальности “Музееведение и охрана памятников”.
        Таким образом, в настоящее время работники всех типов библиотек, информационных служб и других учреждений имеют возможность получить высшее образование и повысить профессиональную квалификацию по следующим специальностям и специализациям:

Библиотековедение и библиография; Библиотековедение и библиография гуманитарного профиля; Библиотековедение и библиография научно-технического профиля; Менеджмент в библиотечном деле; Библиотечная работа с детьми и юношеством; Библиотекарь-библиограф; Библиотекарь-библиограф; Библиограф-референт патентных служб; Менеджер библиотечного дела; Библиотекарь, преподаватель литературы для детей и юношества; Библиотекарь - педагог по работе с детьми и юношеством.

Музейное дело и охрана памятников; Музееведение; Музеевед-историк; Менеджмент и социальной сфере; Менеджмент в информационной и коммерческой деятельности; Менеджмент в информационной и выставочно-ярмарочной деятельности; Менеджер информационных и коммерческих служб; Менеджер рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности

Информационные системы в социально-культурной сфере; Информационно-аналитическая деятельность; Референт-аналитик информационных и коммерческих служб

Развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательства в России и спрос на специалистов с высшим библиотечно-информационным образованием для работы в подразделениях конъюнктурной информации библиотек и информационно-библиографических государственных и коммерческих служб диктует необходимость разработки новых квалификаций и специализаций.

Важной задачей сегодняшнего дня является качество подготовки специалистов, ее содержательные и конкурентоспособные аспекты; внедрение в учебные планы наряду с дисциплинами, обеспечивающими гуманитарное и общепрофессиональное университетское образование, дисциплин специального цикла, ориентированных на новые современные технологии, методы, источники и средства библиотечно-библиографической и информационной работы. Должна стать обязательной компьютерная подготовка специалистов библиотечно-библиографического профиля.

Коренным условием и средством качественной подготовки специалистов без отрыва от производственной деятельности является система учебно-методического обеспечения и необходимость совершенствования ее звеньев. Существенной проблемой остается создание учебной литературы для заочников (печатных лекций, лекций на дискетах и других носителях, программированных заданий, текстов для контроля и самоконтроля знаний и др.).

Основным элементом в системе методического обеспечения студентов-заочников служат методические указания (рекомендации) для самостоятельного изучения дисциплин. Они создаются с целью организации самостоятельной учебной работы студента в межсезонный период и должны содержать тематический план курса, основные вопросы по темам, рекомендации по их изучению. В логической последовательности должна быть приведена литература, а также задания для выполнения контрольных работ.

Существенной проблемой являются создание оперативного методического обеспечения и выработка единых требований к формированию и структуре методических указаний по учебным дисциплинам.

Hosted by uCoz