Клепикова М.М.
Многолетний опыт развития
системы высшего заочного библиотечно-библиографического образования показал
необходимость дифференцированного подхода к подготовке специалистов без
отрыва от производства. Заочная форма обучения библиотечных и информационных
работников обеспечивает их профессиональное совершенствование и личностное
развитие, расширение общенаучного кругозора, сочетание собственных интересов
и задач библиотечно-библиографической и информационной науки и практики.
Вместе с тем она является важнейшим фактором осуществления процесса преемственности
и непрерывности образования и непосредственной связи обучения со сферой
производственной деятельности.
На заочном факультете библиотековедения,
библиографии и информатики МГУК осуществляется динамичный процесс корректировки
действующих учебных планов и разработки новых с учетом базового образования
обучающихся и изучения спроса на специалистов определенных категорий и
направлений на данном этапе. Этот процесс содействует расширению специализаций
и квалификаций, введению новых специальностей, определению сроков обучения,
придает заочной форме обучения более мобильный характер.
Становление в России рыночных
отношений выдвигает перед заочным образованием ряд новых проблем. Главная
из них - оперативное изучение спроса на специалистов и быстрая реакция
на удовлетворение этого спроса. В связи с этим на основе исследования потребностей
социально-культурной сферы в специалистах высшей квалификации в 1993 г.
в рамках специальности “Библиотековедение и библиография” были открыты
новые квалификации: “Менеджер библиотечного дела” и “Бибилограф-референт
патентных служб”, а с 1996 г. - “Библиотекарь - преподаватель литературы
для детей и юношества” и “Библиотекарь-педагог по работе с детьми и юношеством”.
В 1993 г. были открыты специальности информационной направленности. С 1995
г. начато обучение студентов по специальности “Музееведение и охрана памятников”.
Библиотековедение и библиография;
Библиотековедение и библиография гуманитарного профиля; Библиотековедение
и библиография научно-технического профиля; Менеджмент в библиотечном деле;
Библиотечная работа с детьми и юношеством; Библиотекарь-библиограф; Библиотекарь-библиограф;
Библиограф-референт патентных служб; Менеджер библиотечного дела; Библиотекарь,
преподаватель литературы для детей и юношества; Библиотекарь - педагог по
работе с детьми и юношеством.
Музейное дело и охрана памятников;
Музееведение; Музеевед-историк; Менеджмент и социальной сфере; Менеджмент
в информационной и коммерческой деятельности; Менеджмент в информационной
и выставочно-ярмарочной деятельности; Менеджер информационных и коммерческих
служб; Менеджер рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности
Информационные системы в социально-культурной сфере;
Информационно-аналитическая деятельность; Референт-аналитик
информационных и коммерческих служб
Развитие малого и среднего
бизнеса, предпринимательства в России и спрос на специалистов с высшим
библиотечно-информационным образованием для работы в подразделениях конъюнктурной
информации библиотек и информационно-библиографических государственных
и коммерческих служб диктует необходимость разработки новых квалификаций
и специализаций.
Важной задачей сегодняшнего
дня является качество подготовки специалистов, ее содержательные и конкурентоспособные
аспекты; внедрение в учебные планы наряду с дисциплинами, обеспечивающими
гуманитарное и общепрофессиональное университетское образование, дисциплин
специального цикла, ориентированных на новые современные технологии, методы,
источники и средства библиотечно-библиографической и информационной работы.
Должна стать обязательной компьютерная подготовка специалистов библиотечно-библиографического
профиля.
Коренным условием и средством
качественной подготовки специалистов без отрыва от производственной деятельности
является система учебно-методического обеспечения и необходимость совершенствования
ее звеньев. Существенной проблемой остается создание учебной литературы
для заочников (печатных лекций, лекций на дискетах и других носителях,
программированных заданий, текстов для контроля и самоконтроля знаний и
др.).
Основным элементом в системе
методического обеспечения студентов-заочников служат методические указания
(рекомендации) для самостоятельного изучения дисциплин. Они создаются с
целью организации самостоятельной учебной работы студента в межсезонный
период и должны содержать тематический план курса, основные вопросы по
темам, рекомендации по их изучению. В логической последовательности должна
быть приведена литература, а также задания для выполнения контрольных работ.
Существенной проблемой являются
создание оперативного методического обеспечения и выработка единых требований
к формированию и структуре методических указаний по учебным дисциплинам.
|