Клапиюк В.Т. |
|
Начало реформы высшего библиотечного образования в России связано с разработкой,
утверждением и введением в действие такого важнейшего документа, как "Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования: Государственные
требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
05.27.00 - Библиотековедение и библиография (третий уровень высшего профессионального
образования)". Само по себе содержание госстандарта не вызывает особых
возражений. В критическом анализе нуждается избранная УМО при МГУК концепция
библиотечного образования в стране.
Основное
заключается в том, что вместо многоуровнего высшего образования и многовариантной
системы профессиональных образовательных программ библиотечного образования
сохранена одноуровневая структура и одна основная программа: подготовка
библиотекарей - библиографов с углубленным знанием специальности на основе
пятилетнего срока обучения.
Не разработаны и не введены в действие образовательно - профессиональные
программы с присвоением степени бакалавра и магистра, как это делается
в мировом зарубежном библиотечном образовании и в других отраслях в нашей
стране.
Невозможно
применить дифференцированный подход в учебном процессе в зависимости от
образовательного уровня знаний студентов, их способностей и финансового
положения.
Нельзя
в полной мере использовать один из основных принципов реформы - повышение
фундаментальности подготовки на каждом последующем уровне.
УМО
не учитывает того обстоятельства, что подготовкой библиотечных специалистов
занимаются не только вузы культуры и искусства, но и ряд других вузов.
Эти учебные заведения полностью перешли на многоуровневую структуру высшего
образования с присвоением степеней бакалавра и магистра. Но они не имеют
права готовить бакалавров и магистров без соответствующих документов УМО
при МГУК.
Не будет использовано право свободы выбора каждым вузом различных уровней
и различных образовательно-профессиональных программ, гарантированного
им общефедеральными законами и нормативными актами по реформе образования.
Введенный
в действие госстандарт третьего уровня без присвоения степени магистра
закрывает путь к приобретению этой степени той частью специалистов библиотек,
которые получили высшее библиотечное образование до начала реформы. Библиотечные
специалисты с небиблиотечным образованием такую возможность будут иметь.
Сказанное
не позволит поднять статус и престиж библиотечной специальности, а наоборот,
принизит ее в глазах молодежи при выборе профессии. А реализация библиотечного
образования в рамках прежнего одноуровневого подхода не позволит повысить
фундаментальную и прикладную подготовку библиотекарей-библиографов высшей
квалификации, не обеспечит гибкости общекультурной, общенаучной и профессиональной
подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и культуры.
Не учитывает она отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы
и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.
Ближайшие задачи УМО при МГУК: разработка федеральной программы реформы
библиотечного образования на основе всех принципов, которые провозглашены
в законодательных актах; введение на библиотечных факультетах многоуровневой
структуры образования и различных образовательно-профессиональных программ.
Каждый вуз может иметь свою концепцию библиотечного образования, но основанную
на федеральной программе реформы.
Многоуровневая
система подготовки кадров составляет суть и основную задачу современной
реформы профессионального библиотечного образования в стране. Она включает:
1.
Начальное библиотечное образование. Осуществляется на базе основного
и среднего (полного) общего образования и реализуется: на библиотечных
курсах, в общеобразовательных школах (гимназиях, лицеях), в учебных заведениях
среднего библиотечного образования (по программе начального библиотечного
образования). Сроки обучения: от нескольких месяцев до одного года.
2.
Среднее библиотечное образование. Осуществляется на базе основного
и среднего (полного) общего образования (2-3 года), начального библиотечного
образования (1 год) и реализуется: в средних учебных заведениях (КПУ, колледжи,
библиотечные техникумы), в вузах, которые имеют лицензию на подготовку
библиотекарей средней квалификации (для этого в структуре вуза могут быть
созданы колледжи, училища культуры).
3.
Высшее библиотечное образование. Осуществляется вузами на базе
среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования
и первого высшего образования. Имеет три уровня:
3.1.
Неполное высшее библиотечное образование на базе среднего (полного)
общего образования, включающее двухлетнее обучение по общеобразовательной
программе базового высшего образования и профессиональную подготовку в
объеме, предусмотренном для специалистов со средним библиотечным образованием.
3.2.
Базовое высшее библиотечное образование на основе среднего
(полного) общего, начального и среднего библиотечного и небиблиотечного
высшего образования. Реализуется по двум основным программам:
а) подготовка бакалавра (не менее 4 лет на дневном отделении и сокращение
срока для лиц, имеющих начальное и среднее библиотечное и небиблиотечное
высшее образование);
б) подготовка специалистов "библиотекарь-библиограф с высшим образованием"
(срок обучения - 4 года, сокращенный вариант - два или три года).
3.3. Высшее библиотечное образование третьего уровня может быть
реализовано по двум программам, обеспечивающим углубленную подготовку по
специальности и по специализациям:
а) с присвоением академической квалификационной степени магистра библиотековедения
и библиографии;
б) с выдачей диплома об углубленном знании специальности, но без присвоения
степени магистра (не менее 1 года).
Существующая до реформы система подготовки кадров на библиотечных факультетах
приравнивается ко второй программе третьего уровня высшего образования.
4. Подготовка специалистов через аспирантуру и методом самостоятельной
работы над кандидатской диссертацией. Присвоение научной степени кандидата
наук.
5. Подготовка специалистов через докторантуру и методом самостоятельной
работы над докторской диссертацией. Присвоение научной степени доктора
наук.
Реформа библиотечного образования предусматривает кардинальные изменения
в номенклатуре и в самом механизме замещения библиотечных должностей.
|