Каширских Т.А. |
|
Актуальной проблемой современного библиотечно-библиогра-фического образования
является реализация концепции непрерывного образования.
В
библиотечном деле России нулевая и первая фазы системы непрерывного образования
теоретически и методологически пока не обоснованы, хотя имеется некоторый
практический опыт.
Профориентация,
профотбор и получение начальных знаний являются системообразующими звеньями
в структуре непрерывного библиотечного образования; именно на этих стадиях
в библиотечное дело привлекаются будущие специалисты. От организации этой
работы зависит уровень подготовки, профессионального сознания библиотечных
работников.
В Тамбове работа по организации профессиональной ориентации на библиотечную
профессию и начального обучения основам специальности ведется уже более
пяти лет. Весьма разнообразны ее формы и методы. Так, в школах преподаются
основы библиотечно-библиографических знаний на уроках, включенных в учебный
план. Библиотечные уроки, выполняя профориентационные функции, во-первых,
дают школьникам предварительные знания о библиотечной профессии, а во-вторых,
прививают учащимся навыки поиска информации, рациональной работы с литературой.
Другим важным источником информации о библиотечной профессии является обучение
основам библиотечного дела в группах, организованных на базе межшкольных
учебно-производственных комбинатов (МУПК). В двух комбинатах, функционирующих
сегодня в Тамбове, среди широкого перечня специальностей, предлагаемых
школьникам, выделена профессия библиотекаря. За каждым МУПК закреплена
детская библиотека, на базе которой проходят учебные занятия. Старшеклассники,
помимо приобщения к культуре умственного труда, умения пользоваться картотеками
и каталогами, приобретения навыков рациональной работы с литературой, имеют
возможность на практике знакомиться с различными направлениями деятельности
библиотек, принять участие в организации массовых мероприятий, а главное,
почувствовать себя в роли библиотекаря, чего не дают школьные библиотечные
уроки.
Библиотечные группы в МУПК формируются с учетом личных качеств и пожеланий
учащихся. Обучение ведется два года по программам, разработанным авторскими
коллективами, состоящими из библиотекарей - практиков и ведущих преподавателей
факультета информационных ресурсов Тамбовского государственного университета
им. Г.Р. Державина.
Логика
построения и содержания программ позволяет учащимся получать первоначальные
знания и умения для работы в библиотеке, дальнейшего успешного обучения
в профильных учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
За последние пять лет в МУПК подготовлено 207 учащихся, 105 из них получили
свидетельства о присвоении квалификации “младший библиотекарь”. Более 20
выпускников продолжили обучение библиотечной профессии в университете.
Имеющийся
положительный опыт - яркий пример реализации пропедевтической фазы системы
непрерывного библиотечного образования одновременно с фазой начального
обучения. Это сочетание двух звеньев системы позволяет улучшать качественный
состав абитуриентов библиотечных факультетов, повышать уровень организации
учебного, научно-исследовательского, творческого процесса в вузе, что в
конечном итоге позволит готовить не только научные кадры, но и высокопрофессиональных
библиотекарей-практиков.
Сегодня необходимо создание в городах единых центров по организации профориентационной
работы среди молодежи, аккумулирующих в себе функции методического, координационного
органа. В Тамбове таким центром становится факультет информационных ресурсов
университета.
|