Каширских Т.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И
НАЧАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВЕ
        Актуальной проблемой современного библиотечно-библиогра-фического образования является реализация концепции непрерывного образования. 
В библиотечном деле России нулевая и первая фазы системы непрерывного образования теоретически и методологически пока не обоснованы, хотя имеется некоторый практический опыт. 
Профориентация, профотбор и получение начальных знаний являются системообразующими звеньями в структуре непрерывного библиотечного образования; именно на этих стадиях в библиотечное дело привлекаются будущие специалисты. От организации этой работы зависит уровень подготовки, профессионального сознания библиотечных работников. 
        В Тамбове работа по организации профессиональной ориентации на библиотечную профессию и начального обучения основам специальности ведется уже более пяти лет. Весьма разнообразны ее формы и методы. Так, в школах преподаются основы библиотечно-библиографических знаний на уроках, включенных в учебный план. Библиотечные уроки, выполняя профориентационные функции, во-первых, дают школьникам предварительные знания о библиотечной профессии, а во-вторых, прививают учащимся навыки поиска информации, рациональной работы с литературой. 
        Другим важным источником информации о библиотечной профессии является обучение основам библиотечного дела в группах, организованных на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК). В двух комбинатах, функционирующих сегодня в Тамбове, среди широкого перечня специальностей, предлагаемых школьникам, выделена профессия библиотекаря. За каждым МУПК закреплена детская библиотека, на базе которой проходят учебные занятия. Старшеклассники, помимо приобщения к культуре умственного труда, умения пользоваться картотеками и каталогами, приобретения навыков рациональной работы с литературой, имеют возможность на практике знакомиться с различными направлениями деятельности библиотек, принять участие в организации массовых мероприятий, а главное, почувствовать себя в роли библиотекаря, чего не дают школьные библиотечные уроки. 
        Библиотечные группы в МУПК формируются с учетом личных качеств и пожеланий учащихся. Обучение ведется два года по программам, разработанным авторскими коллективами, состоящими из библиотекарей - практиков и ведущих преподавателей факультета информационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. 
Логика построения и содержания программ позволяет учащимся получать первоначальные знания и умения для работы в библиотеке, дальнейшего успешного обучения в профильных учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. 
       За последние пять лет в МУПК подготовлено 207 учащихся, 105 из них получили свидетельства о присвоении квалификации “младший библиотекарь”. Более 20 выпускников продолжили обучение библиотечной профессии в университете. 
Имеющийся положительный опыт - яркий пример реализации пропедевтической фазы системы непрерывного библиотечного образования одновременно с фазой начального обучения. Это сочетание двух звеньев системы позволяет улучшать качественный состав абитуриентов библиотечных факультетов, повышать уровень организации учебного, научно-исследовательского, творческого процесса в вузе, что в конечном итоге позволит готовить не только научные кадры, но и высокопрофессиональных библиотекарей-практиков. 
        Сегодня необходимо создание в городах единых центров по организации профориентационной работы среди молодежи, аккумулирующих в себе функции методического, координационного органа. В Тамбове таким центром становится факультет информационных ресурсов университета.
Hosted by uCoz