Ильичева Л.С.,Лукашина М.И. |
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ |
В условиях рыночной экономики методология и практика маркетинга пронизывает
деятельность учреждений культуры, в том числе библиотек и информационных
служб.
Формирование
рынка информационных продуктов и услуг, когда библиографические продукты
и услуги функционируют как товар особого рода, определяет обращение к проблеме
регулирования и управления отраслевыми библиографическими ресурсами.
Задача наиболее полного удовлетворения библиографических потребностей немыслима
без изучения спроса, расширения производства, освоения новых сегментов
рынка. Применение теоретических и практических принципов маркетинга является
эффективным инструментом развития и совершенствования библиографической
деятельности.
Становление
рынка библиографических продуктов и услуг вызвало к жизни новые виды маркетинга:
информационный, библиотечный. В качестве их самостоятельного компонента
следует рассматривать библиографический маркетинг, который сочетает в себе
черты того и другого вида.
Свойства
библиографической информации, резко отличающие ее от концептуальной и фактографической,
реально проявились в потребительских характеристиках библиографической
продукции и услуг.
Научно обоснованная и практически целесообразная стратегия и сбытовая политика
в сфере отраслевых библиографических продуктов и услуг базируется на установлении
разумных пропорций между некоммерческим и коммерческим маркетингом. Получение
прибыли от реализации этих продуктов и услуг дает дополнительные возможности
для расширения их производства, совершенствования технологии и качества,
укрепления позиций на информационном рынке. Результативность этой работы
во многом зависит от уровня профессионализма в проведении маркетинговых
исследований, принятии и воплощении маркетинговых решений. Целесообразность
использования приемов маркетинговой деятельности наглядно прослеживается
в практике работы крупнейших библиотек и информационных служб России. Исследование,
проведенное РГБ, "Формиро-вание рыночных отношений в библиотечном деле"
(1992) подтвердило эффективность маркетингового подхода в организации библиографической
деятельности.
Признано, что подготовка в области менеджмента и маркетинга является одной
из составляющих профессионализации студентов библиотечных отделений и библиотечно-информационных
факультетов училищ (колледжей) и вузов культуры. В настоящее время это
обеспечивается за счет изучения курсов экономики, информатики и библиотековедения.
По нашему мнению, маркетинговый подход может применяться и в преподавании
библиографических дисциплин. Изменение и усложнение характера деятельности
информационных работников, возникновение новых информационных структур
диктуют внедрение в систему профессиональной подготовки будущих библиотекарей-библиографов
специальных библиографических курсов, основанных на маркетинговой концепции.
Впервые в соответствии с новым учебным планом на библиотечно-информационном
факультете МГУК начинается изучение студентами всех специализаций курса
«Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг». Нами разработана
программа данного курса, целью которого является ознакомление с теорией
и принципами библиографического маркетинга и его практического применения
в отраслевой библиографической деятельности. С позиций маркетингового подхода
в курсе будут рассмотрены вопросы ассортимента отраслевых библиографических
продуктов и услуг, дана классификация потребителей отраслевого информационного
рынка и характеристика их библиографических потребностей. Значительное
место в курсе будет отведено анализу состояния библиографического обеспечения
различных отраслей знания и практической деятельности. Уделено внимание
характеристике участников рынка библиографических продуктов и услуг, проблеме
производства и распространения отраслевой библиографической информации,
технологии проведения маркетинговых решений. Основная задача состоит в
том, чтобы научить студентов применять приемы маркетинговой деятельности
с учетом особенностей содержания, назначения и форм отраслевых библиографических
продуктов и услуг - отечественных и зарубежных, их познавательной и потребительской
ценности (стоимости).
Полагаем, что отдельные положения этого курса, полученные студентами практические
умения и навыки могут быть конкретизированы, углублены, развиты в других
библиографических дисциплинах.
|