Зупарова Л.Б. |
|
Преобразование МГИК в университет, а факультета - в библиотечно-информационный
вызвало необходимость внедрения в учебный план дисциплин, соответствующих
более высокому статусу вуза. Одной из них стал курс “Аналитико-синтетическая
обработка документов”, чтение которого на кафедре документных ресурсов
началось с 1966 г.
Идея
разработки такого курса созрела в 80-е гг. в связи с внедрением ряда ГОСТов
системы СИБИД, фиксирующих различные виды обработки документов (библиографическое
описание, систематизацию и предметизацию, аннотирование и реферирование),
обязательных для использования в библиотечной, библиографической, информационной
и издательской деятельности.
Названные
процессы были объектом внимания различных учебных дисциплин (”Библиографоведение”,
“Книговедение”, “Информатика”, “Библиотечные каталоги”), поскольку использовались
при организации традиционных и электронных каталогов, библиографических
пособий, списков, картотек, в централизованной каталогизации и книгоиздании.
Общие для них проблемы истории, теории, методики часто дублировались, материал
разбивался на части, и студенты не получали целостного представления о
названных сферах практической деятельности.
Внедрению нового курса, направленного на объединение различных видов обработки,
выявление общего и взаимодополняющего в них, предшествовала его четырехлетняя
апробация в группах “Менеджер информационных ресурсов” и разработка программы,
учитывающей специфические особенности подготовки названных специалистов.
В программу был введен раздел “Организация системы каталогов”, который,
как показал накопленный опыт чтения данного курса, явился инородным элементом,
поскольку вновь нацеливал студентов на возможность использования различных
видов обработки только в процессе каталогизации.
Курс “АСОД” является попыткой решения названных проблем на междисциплинарном
уровне. Данная дисциплина раскрывает процессы в основном в теоретическом
и общеметодическом аспектах. Такая же направленность предусмотрена и для
занятий по технологии обработки. Закрепление первоначальных навыков с учетом
использования аналитико-синтетической обработки в различных учреждениях
системы документных коммуникаций остается за учебными дисциплинами, в которых
изучаются вопросы организации информационно-поисковых массивов различного
вида.
|