Боруах У. |
|
В Индии - стране с давними библиотечными традициями необходимость в организации
подготовки работников библиотек появилась в начале ХХ в. В 1911 г. американский
библиотекарь У. Борден организовал первые курсы по обучению библиотекарей
для центральной библиотеки штата Барода. Известный американскийспециалист
М. Дьюи внедрил в практику этих курсов формы и методы американской системы
подготовки библиотекарей. Упор в обученииделался на овладение элементарными
знаниями и навыками. Эти курсы готовили библиотекарей, скорее, для технической
работы канцелярского типа. Вопросами более широкой подготовки уделялось
мало времени.
В 1916 г. американский библиотекарь А. Дикенсон ввел курсы, программа которыхносила
более широкий характер и включалав себя преподавание классификации и каталогизации.
Он составил также первый в Индии учебник по библиотековедению. Первая индийская
библиотечнаяшкола была открыта в 1929 г. под руководством профессора Ш.Р.
Ранганатана в университете Мадраса по инициативе Мадрасской библиотечной
ассоциации. Эта школа до сих пор - одно из ведущих учебных заведений Индии.
Полная независимость Индии была провозглашена в 1947 г. Новые условия оказали
благотворное влияние на развитие библиотечного дела в стране, способствовали
объединению усилий правительства и общественности по совершенствованию
подготовки работников библиотек. Ко времени провозглашения независимости
курсы подготовки дипломированных библиотекарей работали лишь в пяти университетах.
В настоящее время факультеты информационно-библиотечных исследований существуют
более чем в 70 индийских университетах.
Информационно-библиотечная
подготовка осуществляется на нескольких уровнях, которым соответствуют
выдаваемые дипломы и присваемые ученые степени:
1. Полупрофессиональный уровень -удостоверения библиотекаря. Подготовкой
этого уровня работников занимаются библиотечные ассоциации штатов, а также
несколько колледжей и политехнических институтов. Цель обучения - дать
учащимся необходимую практическую подготовку и элементарные теоретические
основы библиотековедения. Продолжительность курсов - от шести недель до
одного года. Получив удостоверение библиотекаря, выпускники имеют право
работать библиотекарями в небольших сельских библиотеках или помощниками
библиотекарей в более крупных.
2. Профессиональный диплом библиотекаря или степень бакалавра. По этой
программе готовится основная масса индийских библиотекарей. Курс нацелен
на ознакомление студентов с теоретическими основами библиотековедения,
задачами и функциями библиотек различных типов в современном обществе,
на подготовку к управлению библиотеками и применение новых технологий.
Обучение длится один год. К изучению данной программы допускаются люди,имеющие
высшее небиблиотечное образование.
3. Программа степени магистра - одногодичный курс обучения, который имеют
право пройти бакалавры в области библиотековедения или информационной науки.
Данный аспирантский курс есть в 22 университетах Индии. Он предполагает
углубленное изучение библиотечной и информационной науки.
4. Программа степени доктора библиотековедения или информационной науки.
Главная задача программы, осуществляемой в десяти университетах страны,
ознакомить библиотекарей, имеющих степень магистра, с методологией научных
исследований и предоставить им возможность для написания диссертации.
Специализированная подготовка ведется в Центре по научным исследованиям
и подготовке в областиинформационной науки.
|