Боруах У.
ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК В ИНДИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
        В Индии - стране с давними библиотечными традициями необходимость в организации подготовки работников библиотек появилась в начале ХХ в. В 1911 г. американский библиотекарь У. Борден организовал первые курсы по обучению библиотекарей для центральной библиотеки штата Барода. Известный американскийспециалист М. Дьюи внедрил в практику этих курсов формы и методы американской системы подготовки библиотекарей. Упор в обученииделался на овладение элементарными знаниями и навыками. Эти курсы готовили библиотекарей, скорее, для технической работы канцелярского типа. Вопросами более широкой подготовки уделялось мало времени. 
        В 1916 г. американский библиотекарь А. Дикенсон ввел курсы, программа которыхносила более широкий характер и включалав себя преподавание классификации и каталогизации. Он составил также первый в Индии учебник по библиотековедению. Первая индийская библиотечнаяшкола была открыта в 1929 г. под руководством профессора Ш.Р. Ранганатана в университете Мадраса по инициативе Мадрасской библиотечной ассоциации. Эта школа до сих пор - одно из ведущих учебных заведений Индии. 
        Полная независимость Индии была провозглашена в 1947 г. Новые условия оказали благотворное влияние на развитие библиотечного дела в стране, способствовали объединению усилий правительства и общественности по совершенствованию подготовки работников библиотек. Ко времени провозглашения независимости курсы подготовки дипломированных библиотекарей работали лишь в пяти университетах. В настоящее время факультеты информационно-библиотечных исследований существуют более чем в 70 индийских университетах.
Информационно-библиотечная подготовка осуществляется на нескольких уровнях, которым соответствуют выдаваемые дипломы и присваемые ученые степени:
        1. Полупрофессиональный уровень -удостоверения библиотекаря. Подготовкой этого уровня работников занимаются библиотечные ассоциации штатов, а также несколько колледжей и политехнических институтов. Цель обучения - дать учащимся необходимую практическую подготовку и элементарные теоретические основы библиотековедения. Продолжительность курсов - от шести недель до одного года. Получив удостоверение библиотекаря, выпускники имеют право работать библиотекарями в небольших сельских библиотеках или помощниками библиотекарей в более крупных. 
        2. Профессиональный диплом библиотекаря или степень бакалавра. По этой программе готовится основная масса индийских библиотекарей. Курс нацелен на ознакомление студентов с теоретическими основами библиотековедения, задачами и функциями библиотек различных типов в современном обществе, на подготовку к управлению библиотеками и применение новых технологий. Обучение длится один год. К изучению данной программы допускаются люди,имеющие высшее небиблиотечное образование. 
        3. Программа степени магистра - одногодичный курс обучения, который имеют право пройти бакалавры в области библиотековедения или информационной науки. Данный аспирантский курс есть в 22 университетах Индии. Он предполагает углубленное изучение библиотечной и информационной науки. 
        4. Программа степени доктора библиотековедения или информационной науки. Главная задача программы, осуществляемой в десяти университетах страны, ознакомить библиотекарей, имеющих степень магистра, с методологией научных исследований и предоставить им возможность для написания диссертации. 
        Специализированная подготовка ведется в Центре по научным исследованиям и подготовке в областиинформационной науки.

 
Hosted by uCoz