Айзенберг А.Я. |
|
Преобразование вуза культуры в университет отнюдь не смена вывески на фасаде
здания, а коренное изменение всего учебного процесса, содержания и характера
подготовки специалиста высшей квалификации. Обучение в университете характеризуется
приоритетом науки и научного знания. Сам студент усваивает методы научного
исследования. Конечно, он не может добыть абсолютно новое знание, но может
проследить путь, которым шла наука, выявляя различные законы и закономерности
в конкретной науке, отражаемые впоследствии в учебном предмете.
Для постижения этого процесса необходимо организовать научно-исследовательскую
работу студентов (НИРС). Дипломная работа - один из видов конкретного научного
исследования. Ее выполнение связано с решением научной задачи. В процессе
работы над дипломом студент осуществляет все виды деятельности, связанные
с научным изысканием: вхождение в тему, библиографирование по проблеме
научного поиска, сбор эмпирического материала и теоретическое его осмысление,
изложение в определенной системе результатов исследования, формулирование
научных задач и целей исследования, а также выводов и основных положений,
которые определяют значимость выполненной работы и ее практическое применение.
Для написания дипломной работы студентам необходимо обладать необходимой
суммой знаний в области методики проведения научных исследований и методологии
науки. Прежде всего должно быть достаточно полное представление о сути
науки и научного поиска, его цели, ориентации в процессе познания, понимание
науки как социального института и путей ее развития
Выбор
темы дипломной работы - чрезвычайно важный этап для успешного ее завершения
и всей будущей работы над дипломом. Трудно выработать единую тематику дипломных
работ, потому что необходимо учитывать личность студента, его научные интересы,
уровень общенаучной и профессиональной подготовки. Все это предполагает
разнообразие тем дипломных работ, охват многих проблем современной науки
и конкретного знания.
Опыт
показал, что среди тем дипломных работ превалируют исследования прикладного
характера. Формы и методы библиотечного обслуживания в библиотеках различного
вида и типа, формы и методы компьютерного обслуживания читателей охватывают
подавляющее большинство тем дипломных работ.
Получили распространение темы дипломных проектов, связанные с современными
экономическими реалиями - менеджмент и маркетинг в библиотеках и библиотечном
обслуживании. Важное место в тематике дипломных проектов принадлежит “персоналиям”
- темам, посвященным Н.А. Рубакину, Л.Б. Хавкиной, М.И. Рудомино и др.
Не обойдены вниманием и исторические темы, начиная от библиотек Арабского
халифата и Ивана Грозного до библиотек Третьяковской галереи, Академии
наук России, Фонда редких книг и ценных изданий РГБ.
Особое внимание в тематике дипломных работ уделяется личности библиотекаря.
Исследуются проблемы профессиографии библиотекаря, культуры профессионального
отношения, его подготовленности к диалогу с читателем, библиотечной этики.
Темы могут варьироваться в зависимости от исследовательских задач и базы
исследования.
Выполнение дипломных работ студентами необходимо постоянно теоретически
и методически прорабатывать, создавать методические пособия, аналогичные
работам М.М. Клепиковой и В.Г. Пачковой, без чего не будет результативной
работы студентов.
|