Айзенберг А.Я.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
В УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
        Преобразование вуза культуры в университет отнюдь не смена вывески на фасаде здания, а коренное изменение всего учебного процесса, содержания и характера подготовки специалиста высшей квалификации. Обучение в университете характеризуется приоритетом науки и научного знания. Сам студент усваивает методы научного исследования. Конечно, он не может добыть абсолютно новое знание, но может проследить путь, которым шла наука, выявляя различные законы и закономерности в конкретной науке, отражаемые впоследствии в учебном предмете. 
        Для постижения этого процесса необходимо организовать научно-исследовательскую работу студентов (НИРС). Дипломная работа - один из видов конкретного научного исследования. Ее выполнение связано с решением научной задачи. В процессе работы над дипломом студент осуществляет все виды деятельности, связанные с научным изысканием: вхождение в тему, библиографирование по проблеме научного поиска, сбор эмпирического материала и теоретическое его осмысление, изложение в определенной системе результатов исследования, формулирование научных задач и целей исследования, а также выводов и основных положений, которые определяют значимость выполненной работы и ее практическое применение. 
        Для написания дипломной работы студентам необходимо обладать необходимой суммой знаний в области методики проведения научных исследований и методологии науки. Прежде всего должно быть достаточно полное представление о сути науки и научного поиска, его цели, ориентации в процессе познания, понимание науки как социального института и путей ее развития
Выбор темы дипломной работы - чрезвычайно важный этап для успешного ее завершения и всей будущей работы над дипломом. Трудно выработать единую тематику дипломных работ, потому что необходимо учитывать личность студента, его научные интересы, уровень общенаучной и профессиональной подготовки. Все это предполагает разнообразие тем дипломных работ, охват многих проблем современной науки и конкретного знания.
Опыт показал, что среди тем дипломных работ превалируют исследования прикладного характера. Формы и методы библиотечного обслуживания в библиотеках различного вида и типа, формы и методы компьютерного обслуживания читателей охватывают подавляющее большинство тем дипломных работ. 
        Получили распространение темы дипломных проектов, связанные с современными экономическими реалиями - менеджмент и маркетинг в библиотеках и библиотечном обслуживании. Важное место в тематике дипломных проектов принадлежит “персоналиям” - темам, посвященным Н.А. Рубакину, Л.Б. Хавкиной, М.И. Рудомино и др. Не обойдены вниманием и исторические темы, начиная от библиотек Арабского халифата и Ивана Грозного до библиотек Третьяковской галереи, Академии наук России, Фонда редких книг и ценных изданий РГБ. 
        Особое внимание в тематике дипломных работ уделяется личности библиотекаря. Исследуются проблемы профессиографии библиотекаря, культуры профессионального отношения, его подготовленности к диалогу с читателем, библиотечной этики. Темы могут варьироваться в зависимости от исследовательских задач и базы исследования. 
        Выполнение дипломных работ студентами необходимо постоянно теоретически и методически прорабатывать, создавать методические пособия, аналогичные работам М.М. Клепиковой и В.Г. Пачковой, без чего не будет результативной работы студентов.
Hosted by uCoz