Зотиков А.А. |
|
Библиотечный закон был принят в серии законов о культуре. Учтены пожелания
библиотекарей и читателей по ключевым вопросам дела: явочный, а не разрешительный
характер создания библиотек; широкий простор для их самостоятельности в
рамках закона; бесплатность основных библиотечных услуг; запрещение разгосударствления
и приватизации библиотек; гарантирование права на свободный доступ ко всем
документам, имеющимся в библиотечном фонде, и ряд иных. Нормы Закона согласуются
с “Манифестом ЮНЕСКО о публичных библиотеках”, принятом в 1994 г., что
является новым словом для нашей библиотечной практики.
Подавляющее
большинство статей Закона содержит нормы действия, и их несоблюдение кем
бы то ни было должно незамедлительно пресекаться судом. Те же статьи, которые
требуют создания и утверждения подзаконных актов, реализации предусмотренных
Законом льгот по налогам, кредитам и т.д. - это уже дело исполнительных
органов власти.
Задача Думы - двигаться в вопросах библиотечного законодательства дальше,
совершенствовать уже принятые законы. Например, принят Закон об участии
в международном информационном обмене. В нем регламентированы в общем виде
права и обязанности участников инфообмена, введена норма сертифицирования
тех, кто занимается информационным обменом, и т.д. Он полностью распространяется
на крупные библиотеки, ведущие международный документообмен. Однако их
интересы в Законе совершенно не учтены, хотя Россией подписаны международные
конвенции и соглашения по этому вопросу, а также постановление Правительства
Российской Федерации от 6 июля 1994 г. по ввозу материалов общеобразовательного,
научного и культурного характера, опирающееся на соответствующее международное
соглашение от 1950 г. Согласно этим документам каждое государство освобождает
свои центры обменов от уплаты ввозных и вывозных пошлин, обеспечивает им
наиболее благоприятные условия для выполнения таможенных и иных формальностей.
Между тем Минфин, Государственный таможенный комитет и другие ведомства
торпедируют наши международные обязательства, приравнивая библиотечные
материалы к памперсам и сырой нефти. В итоге поступление зарубежной литературы
катастрофически сократилось и уже сегодня создалась угрожающая ситуация
для развития отечественной науки и техники, наносящая ощутимый вред интересам
безопасности нашей страны, как это отметила Межведомственная комиссия Совета
безопасности России по научно-техническим вопросам оборонной промышленности
на своем заседании в октябре 1994 г. Ситуация, однако, продолжает ухудшаться.
Интересы библиотек должны быть учтены едва ли не в каждом законе, потому
что они пронизывают все поры нашей общественной, да и личной, жизни. Разве
не касается библиотек закон о перемещении культурных ценностях, разве не
должны быть учтены интересы школьных библиотек в законе об образовании?
Возьмите закон по любому вопросу и убедитесь, что в нем не просто есть
место специфическим интересам библиотек, но что соответствующие библиотечный
статьи в нем просто напрашиваются сами собой и что без них не будет в полную
силу работать и сам закон. И в этом отношении можно самокритично признать,
что Государственная Дума здесь явно недорабатывает и что помощь ей со стороны
библиотечной общественности недостаточна.
Хочу заметить также, что и ученые делают не все от них зависящее в плане
исполнения уже принятых законов. Вспомним, сколько было в их среде дебатов
по поводу узаконивания тех или иных терминов и их определений. Но вот узаконены
термины: пользователь, документ. И только тут иные “проснулись” и стали
возражать против них, вводя даже в учебники термины и понятия, идущие вразрез
с утвержденным Законом о библиотечном деле. Спорить надо сегодня не о том,
каким термином заменить ставшее законным понятие “документ”. Умственную
энергию надо направить на то, чтобы термин дефинировался унифицированно
во всех законах. Пока же в законах о библиотечном деле, обязательном экземпляре
и некоторых иных он имеет одну трактовку, а в законах об информации, информатизации
и защите информации, участии в информационном обмене - иную.
Следовало бы дать предложения по уточнению отдельных статей Закона о библиотечном
деле. Время идет, и сейчас некоторые погрешности в его тексте становятся
очевидными. В одной из статей сказано, что интересы физического лица имеют
приоритет перед интересами юридического лица. Неужели можно согласиться,
что запрос Государственной Думы, действующей в интересах всех граждан,
библиотека должна удовлетворять в последнюю очередь, после того, как обслужат,
скажем, каждого бомжа? Или еще пример. В научной литературе активно обсуждается
типология библиотек. В частности, подвергается критике та, что прописана
в Законе о библиотечном деле. Почему бы не вернуться Думе к их рассмотрению?
Есть, однако, еще более актуальное направление законотворчества. В самом
начале этого процесса законодатель пошел по правильному пути, намереваясь
принять отдельный закон о национальных библиотеках страны. Россия не совсем
типична в этом отношении по сравнению с большинством других стран - у нас
существует две, почти одинаковые общенациональные библиотеки. Бывшая Ленинская
библиотека практически утратила функции общесоюзной. Но ведь если Содружество
Независимых Государств существует не на бумаге, а на деле, почему бы не
поставить вопрос об узаконивании центральной, межнациональной, наднациональной,
полинациональной - назовите, как сочтете правильным - библиотеки Содружества?
Думается, что это пойдет все только на пользу. На законодательном уровне
нуждается и разведение функций между федеральными библиотеками и национальными
библиотеками ряда субъектов Федерации.
Дума, во всяком случае Комитет по культуре, очень заинтересованно воспринимает
библиотечные проблемы. Мы готовы рассматривать как общие, так и частные
вопросы. Среди последних акций назову наши письма в защиту РГБ, РНБ, ГПНТБ
СО РАН, Некрасовской, Одинцовской библиотек, в поддержку МГУКа.
Пора задуматься и о разработке закона, регулирующего вхождение библиотек
в глобальные информационные сети. Здесь важно создать библиотекам, а следовательно,
их читателям режим наибольшего благоприятствования. В Думу приходят письма
от недовольных библиотечным обслуживанием пользователей. Они жалуются на
то, что при пользовании электронной техникой с них взимают плату, за переписывание
информации на свою дискету - опять берут деньги. Практика побуждает к выработке
еще одного закона или поправок к закону о потребителях.
Большая работа намечена национальными библиотеками по сохранению книжных
сокровищ - этого поистине самого ценного капитала нации. Речь идет об участии
России в международной программе “Память мира” (мы должны выполнить ее
составное звено -“Память России”), о создании фонда книжных памятников
и т.д. Это задачи общенационального масштаба. Их выполнение не должно быть
уделом нескольких, хотя и очень крупных, библиотек. В ряду многих и действительно
важных проблем, связанных с сохранением нашего культурного наследия, это
направление все же должно быть выделено особо в силу его долговременной,
фактически вечной, общегосударственной значимости. Но что-то инициативы
библиотекарей, руководителей библиотечного дела, ученых в этом деле не
видно и не слышно. Кажется, библиотечная общественность не до конца осознает
важность законодательного обоснования своей деятельности.
Подчас раздаются голоса о том, что, мол, Закон о библиотечном деле бездействует,
что работникам библиотек от него мало пользы. Хочу подчеркнуть, что когда
прибегать к Закону требуется нечасто, это ведь может расцениваться и положительно.
Недавно Марк Захаров выступил с тем, что он назвал законодательной инициативой:
сократить число московских театров с 200 до 10. Не напоминает ли это недавнюю
ситуацию с московскими библиотеками, где эта идея едва не начала реализоваться?
Но сегодня с подобной инициативой по отношению к библиотекам никто не выступает
и не выступит, потому что Закон запрещает расформировать, приватизировать
библиотеки. Закон вроде бы молчит, а на самом деле активно действует, защищая
права всех библиотек на территории всей России.
Если он где-то и нарушается, то надо обращаться не к нам, не в журнал “Библиотека”,
даже не в местные органы власти или в Министерство культуры, а непосредственно
в суд. И суд всегда будет на стороне библиотек, потому что он на стороне
закона. Библиотекари еще далеко не всегда привыкли пользоваться своими
правами. Подчас они лукавят, обращаясь со своими проблемами в Государственную
Думу, потому что обращаться в местный суд и тем самым портить отношения
с местной администрацией не хотят. Им хотелось бы решить свои проблемы
нашими руками. Мы, конечно, можем послать (и посылаем) депутатский запрос
в каждом из таких случаев, но в целом функция Думы как законодательного
органа иная: мы не фискалы и не судебные исполнители. Для этих, безусловно,
нужных функций в государстве существуют другие органы и другие должности.
В заключение еще раз подчеркнем: Государственная Дума благожелательно относится
ко всем предложениям, направленным на пользу нашего библиотечного дела.
Дело - за предложениями.
|