Демидова C.Е. |
БРАК КАК ОДНО ИЗ ПОНЯТИЙ
БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ |
Современная библиотека - сложный технологический организм, состоящий из
двух основных циклов: первый связан с подготовкой документа к использованию,
второй - с доведением информации до потребителя. Функционирование этого
организма усложняет параллельное существование ручной и автоматизированной
технологий. Выжить в трудных условиях библиотека может повышая эффективность
предоставляемых услуг. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо выявить
и сосредоточиться на том общем, что мешает повышать эффективность работы.
Это брак в работе. В его основе лежит ошибка - то начальное звено, которое
влияет на качественные показатели обслуживания потребителей информации.
И человеку, и машине свойственно ошибаться. Ошибки могут стоить жизни,
создавать мнение о профессиональной некомпетентности и т.д. Поэтому ошибки
- предмет изучения многих наук. Специальная наука эррология вскрывает общее
в причинах возникновения ошибок, механизм их появления, родовую сущность,
классифицирует их, ищет пути их исправления, меру ответственности за ошибки,
т.е. занимается общей теорией ошибок.
Что же такое ошибка? “Ошибка - непреднамеренная неправильность, которую
система с обратной связью в состоянии заметить и устранить (если существует
возможность)” Ошибки - это следствие, а чтобы понять причину их возникновения,
необходимо выявить то общее, что влияет на появление ошибок. С этой целью
надо упорядочить, классифицировать ошибки. Академик Ф.А. Селиванов делит
ошибки человека и машины на семь классов. Используя эту классификацию,
приведем примеры. СССР - самая читающая страна в мире - ошибка расширения
сферы существования признака (увеличение ценностей); использование СТД
одного отдела таблиц классификации в другом - ошибка переноса признака
и т.д. Классификация ошибок позволила академику выявить общую причину ошибок
- взаимодействие внутреннего и внешнего обстоятельств. Внутренние и внешние
обстоятельства в библиотеках будут иметь свою специфику, но есть и общее:
неустойчивое политическое и экономическое положение страны, неуверенность
в завтрашнем дне и т.д. В качестве внешних обстоятельств, ведущих к ошибке
в библиотеке, можно назвать использование старых технологий, отсутствие
контроля за качеством работы и др.; внутренних обстоятельств - недостаточную
квалификацию, отсутствие личной заинтересованности в работе без ошибок,
отсутствие культуры, в том числе корпоративной, формализм в выполнении
операций, невнимательность и др. Необходимо выявить существенные внутренние
и внешние обстоятельства, проанализировать их, изучить взаимовлияние и
механизм создания условий для появления ошибок.
Ошибки ведут к негативному изменению в технологическом процессе - браку.
Брак - библиотечная услуга, не соответствующая требованиям, предъявляемым
к ней инструктивно-методическими документами. Брак - это ошибка, допущенная
на технологическом, материальном, сырьевом и личностном уровнях. По значимости
и глубине следствия, которое влечет за собой ошибка, приведшая к браку,
выделяют три категории брака.
К первой относятся те ошибки, которые не позволяют потребителю найти информацию,
когда качество полученной услуги равно нулю (неправильный выбор первого
элемента при составлении БЗ, заставки в каталогах, картотеках и др.); ко
второй категории - орфографические ошибки, неправильные сокращения; к третьей
- “внутренний брак” - ошибки, допущенные и исправленные в отделе.
Ошибки так же гибки и подвижны, как и отражаемые ими явления. Вред ошибки
может уменьшаться или увеличиваться; она может переходить из категории
“ошибочный” в категорию “верный” в зависимости от времени, условий, в которых
совершается. Если в 70-е гг. нашего столетия отсутствие карточки АПУ рассматривали
как брак второй категории, поскольку на помощь приходил второй способ поиска
информации - логический, то сейчас, с появлением абсолютно новых явлений,
понятий, наук поиск с помощью АПУ становится единственным “спасательным
кругом” в океане информации. Поэтому недокомплект карточки АПУ (ВАПУ) на
обработанный документ становится ошибкой первой категории, ведущей к отказу.
Библиотека, работающая над уменьшением брака в технологических процессах,
способствует:
1) повышению эффективности обслуживания потребителей информации; другими
словами, стремясь к идеальному конечному результату (ИКР), библиотека соблюдает
закон увеличения степени идеальности системы, без которого невозможно развитие
библиотеки;
2) выживанию в конкурентной борьбе среди других учреждений, занимающихся
предоставлением информационных услуг и организацией досуга.
Усложнение технологических процессов в библиотеке подводит к необходимости
подготовки специалиста, который бы умел видеть библиотеку как единую технологическую
систему, владел бы приемами устранения технологических противоречий. Такие
функции мог бы выполнить библиотекарь - технолог.
Пути уменьшения брака могут лежать в русле следующих подходов:
1) не надо объявлять “войну” браку, а следует продумать все до мелочей
и выявить резервы, чтобы создать условия, при которых допускать ошибки
каждому библиотекарю было бы невыгодно;
2) сосредоточить внимание и найти средства для поощрения работающих без
брака;
3) ввести зависимость оплаты труда от количества и категории брака;
4) не обезличивать труд конкретного работника;
5) повышать корпоративную культуру;
6) совершенствовать как гуманитарные (человеческие), так и производственные,
экономические технологии в библиотеке. Способствуя уменьшению брака, эти
мероприятия приведут к повышению эффективности работы библиотеки, к ее
конкурентоспособности.
Выводы:
1) понятие технологический брак в библиотечной деятельности - одно из важных
понятий библиотечной технологии;
2) в основе брака лежит ошибка, имеющая общую причину - взаимодействие
внутреннего и внешнего обстоятельств;
3) для уменьшения количества ошибок необходимо их выявить, анализировать
и устранять условия, их порождающие;
4) в штатное расписание библиотеки необходимо включить должность «библиотекарь
- технолог».
|