Дегтерева И.А. |
РЕКЛАМА В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА |
Нынешняя экономическая ситуация обусловила появление и использование во
всех отраслях народного хозяйства такого инструмента рыночной экономики,
как маркетинг. Понятие "библиотечный маркетинг" перестало удивлять специалистов,
и многие библиотеки так или иначе пользуются маркетинговыми инструментами,
имеют соответствующее структурное подразделение, что призвано сыграть значительную
роль в улучшении обслуживания и взаимодействия с пользователем.
Информационная
индустрия представляет собой самостоятельный сектор экономики, неотъемлемым
элементом которого стал маркетинг, как главный фактор информационного бизнеса,
определяющий стратегию деятельности любой информационной фирмы, в том числе
и библиотеки - одной из важнейших составных данной отрасли.
К
сожалению, не всегда удается достичь такой слаженности в работе всех инструментов
маркетинга, при которой достигался бы максимальный результат. В связи с
этим представляется важным дальнейшее изучение, как отдельных элементов
библиотечного маркетинга, так и маркетинговой системы в целом.
Среди функций маркетинга выделим следующие:
1. Исследование рынков сбыта продукции.
2. Ассортиментная политика.
3. Сбыт и распределение.
4. Ценообразование.
5. Реклама и стимулирование сбыта.
Указанные функции маркетинга тесно взаимосвязаны и их разделение в значительной
мере условно. Для результативной работы необходимо, чтобы маркетинговая
деятельность обеспечивала:
- достоверную информацию о рынке сбыта;
- создание такого ассортимента, который соответствует требованиям рынка;
- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок и контроль
над реализацией.
Необходимо также выделить некоторые отличительные особенности рынка библиотечно-информационной
продукции и услуг, влияющие на характер маркетинговой деятельности библиотек:
- число потребителей НТИ на несколько порядков ниже числа потребителей
товаров массового спроса;
- использование современных информационных технологий ведет к созданию
принципиально новых видов информационной продукции и услуг;
- связь информационного продукта с технологией его доставки;
- адаптация к запросам потребителей, разработка средств, облегчающих доступ
к информации.
Подробнее рассмотрим рекламу как инструмент библиотечного маркетинга на
примере ее использования в Государственной публичной исторической библиотеке
России.
Использование рекламы в рамках деятельности отдела маркетинга ГПИБ выполняет
следующие задачи:
- распространение знаний о библиотеке, ее истории, пользователях;
- преодоление предубежденности потенциальных потребителей по отношению
к продукции и услугам библиотеки;
- информация об изменениях в работе библиотеки, появлении новых услуг и
т.п.;
- исследование рынка сбыта путем изучения потребительского спроса на издательскую
продукцию и услуги библиотеки, что в свою очередь влияет на ее ассортиментную
политику.
Такое использование рекламы нетипично и является отличительной особенностью
маркетинговой деятельности ГПИБ, а также еще раз подчеркивает тесную взаимосвязь
и взаимопроникновение средств маркетинга, что, в свою очередь, говорит
о необходимости всестороннего изучения такого явления, как библиотечный
маркетинг, и творческого применения его на практике.
|