Шевцик Е.А. |
|
В современных условиях коммуникация как процесс передачи интеллектуального
или эмоционального содержания обрела огромное значение в качестве развивающего
и творческого фактора. Коммуникации выступают как наиболее действенный
инструмент достижения высокой эффективности разрабатываемой стратегии,
основа реализации управленческих функций планирования, организации, контроля,
мотивации. Именно потому, что обмен информации встроен во все виды управленческой
деятельности, коммуникации называют связующим процессом. Связующий процесс,
помимо собственно информации, закодированной с помощью символов, и канала,
т.е. средства передачи информации, включает личностные элементы - отправителя
и получателя информации.
В связи с эти психологи, привыкшие оперировать множеством взаимосвязей,
могут оказать существенное влияние на повышение эффективности этой области
управления. Практически все, что делает менеджер, требует контактов. В
любой своей роли - лидера или связующего звена в межличностных отношениях,
распространителя или получателя информации, специалиста, принимающего решение
или реализующего управленческие функции, - руководитель должен быть коммуникабельным,
т.е. уметь эффективно и качественно общаться. Согласно исследованиям Г.
Минцберга, руководитель тратит на общение от 50 до 90% времени. Однако
опросы показывают, что 73% американских, 63% английских и 85% японских
руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения
эффективности их фирмами. По данным еще одного опроса, примерно 250 тыс.
работников 2 тыс. самых разных компаний представляют обмен информацией
как одну из самых сложных проблем.
В задачи руководителя библиотеки входит формирование всепроникающей и многоаспектной
системы коммуникаций, включающей такие блоки, как :
- коммуникации между библиотекой и внешней средой, используя как традиционные,
так и современные маркетинговые средства (рекламу, связи с общественностью
и т.п.);
- вертикальные и горизонтальные коммуникации между подразделениями библиотеки;
- неформальные коммуникации, имеющие значительную психологическую основу
как канал распространения слухов о персональных перестановках, изменениях,
затрагивающих рабочие места и структуру библиотеки и т. п.;
- обратная связь, заметно повышающая шансы на эффективный обмен информацией.
Несмотря на важность каждой из этих подсистем, возможно, наиболее очевидным
компонентом коммуникаций являются отношения между руководителем и подчиненным.
Он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя.
В настоящее время коммуникация располагает богатым арсеналом средств, используемых
в непосредственном общении руководителя с сотрудниками: совещания, семинары,
беседы, циркуляры, документация, учебные программы, дискуссии на собраниях
и т.п.
Как показывают исследования, мы реагируем на информацию эмоционально окрашено. Эта информация - не только слова, что-то услышанное или прочитанное, а вся совокупность “воспринятого сигнала”: тон, интонация, настроение, цвет, одежда, окружающая обстановка, даже возникающие воспоминания и ассоциации. В связи с этим утверждают, что управленческие коммуникации основываются на следующих психологических постулатах: самым быстродействующим является эмоциональный канал, параллельные направления взаимного обмена информацией почти всегда свидетельствуют о гармоничности контактов, перекрестные направления приводят к напряженности, а ответная реакция зависит от исходного сигнала. |