Фенелонов Е.А |
К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ СЕТИ
ОБЩЕБОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ |
Начало реформ в России для библиотечной общественности было связано с ожиданием
появления новых возможностей совершенствования библиотечного дела и в плане
снятия разного рода ограничений, порожденных однобокой партийной направленностью
библиотечной работы, чрезмерной централизацией управления библиотеками,
и в создании более современной материально-технической базы библиотечного
обслуживания.
Безусловно за прошедшее пятилетие часть этих ожиданий оправдалась: например,
читатели получили более широкий доступ к информации за счет ликвидации
спецхранов и расширения рамок текущего комплектования библиотек; библиотечным
работникам предоставлено больше возможностей для проявления творческой
инициативы в работе с читателями и в управлении библиотечным хозяйством;
забота об основной массе библиотек перешла от центральных к местным органам
власти.
Вместе с тем в связи с нерешенностью коренных проблем экономического развития
общества надежды на существенное улучшение материальной базы библиотечного
обслуживания остаются не реализованными. Более того, из-за сокращения бюджетного
финансирования на местах наблюдается сокращение количества библиотек, резкое
сокращение пополнение фондов текущими изданиями, ухудшается состав библиотечных
кадров и общее ресурсное обеспечение библиотечной работы.
Казалось бы, в этих условиях центральные органы власти, выступающие гарантами
соблюдения прав граждан на библиотечное обслуживание, на равные условия
этого обслуживания, должны делать все возможное, чтобы приостановить эти
негативные процессы и в своих рекомендациях избегать всего, что могло бы
спровоцировать их дальнейшее развитие.
К сожалению, недавно рекомендованные субъектам Федерации по представлению
Министерства культуры РФ так называемые социальные нормативы для бюджетного
и финансового планирования могут вполне стать провоцирующим фактором, способным
вызвать обвальное сокращение муниципальных библиотек. С одной стороны,
утверждается достаточно низкая норма числа жителей, требуемого для открытия
или сохранения библиотеки (например, для сельской местности - 500 жителей),
а с другой, устанавливается, что эта норма привязывается не к участку территории
или к границам низовых административных образований, как это было раньше,
а лишь к отдельному населенному пункту.
Использование подобных нормативов может привести к значительному сокращению
сети общедоступных библиотек, прежде всего на селе, где населенных пунктов
с таким количеством жителей крайне мало, а в областях северо-запада России
- их вообще единицы.
Библиотечная наука в свое время выработала основные принципы и нормативы
организации сети массовых библиотек, которые необходимо адаптировать к
современным условиям и предложить вместо названных выше “социальных нормативов”.
Нами предлагается возможный вариант нового документа по организации сети
общедоступных библиотек. Его главная отличительная особенность состоит
в принятии в качестве первоосновы организации сети не только числа жителей,
но и определенного территориального участка (района библиотечного обслуживания),
который может включать в себя отдельный населенный пункт, его часть или
группу мелких селений.
В предлагаемом варианте оговариваются основные минимальные требования,
предъявленные к библиотеке как сетевой единице, выделяется три разновидности
таких библиотек, допускается возможность их существования в виде самостоятельных
учреждений или функционирующих в составе ЦБС, создаваемой муниципальными
властями на правах совместного учредительства и управления.
Для обеспечения нормальной нагрузки для библиотечного работника в качестве
минимальной нормы организации или сохранения библиотеки на селе предлагается
1000 жителей, а для городов - 2000 жителей. На местах с учетом особых условий
обслуживаемых регионов эти нормативы могут уточняться. В некоторых случаях
на селе это может быть и меньшая норма, а для городов или их районов с
современной многоэтажной застройкой базовая норма может быть повышена.
Идея библиотечного районирования реализуется через понятие района и микрорайона
библиотечного обслуживания и установление для библиотек одного вида норматива
доступного территориального сближения библиотек.
В качестве одного из важнейших предлагается принцип формирования ресурсной
базы библиотек с учетом числа жителей в районах обслуживания, всемерного
развития взаимодействия между ними, допускается замена, при определенных
условиях, стационарных форм обслуживания передвижными.
|