Фенелонов Е.А
К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ СЕТИ
ОБЩЕБОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
        Начало реформ в России для библиотечной общественности было связано с ожиданием появления новых возможностей совершенствования библиотечного дела и в плане снятия разного рода ограничений, порожденных однобокой партийной направленностью библиотечной работы, чрезмерной централизацией управления библиотеками, и в создании более современной материально-технической базы библиотечного обслуживания. 
        Безусловно за прошедшее пятилетие часть этих ожиданий оправдалась: например, читатели получили более широкий доступ к информации за счет ликвидации спецхранов и расширения рамок текущего комплектования библиотек; библиотечным работникам предоставлено больше возможностей для проявления творческой инициативы в работе с читателями и в управлении библиотечным хозяйством; забота об основной массе библиотек перешла от центральных к местным органам власти. 
        Вместе с тем в связи с нерешенностью коренных проблем экономического развития общества надежды на существенное улучшение материальной базы библиотечного обслуживания остаются не реализованными. Более того, из-за сокращения бюджетного финансирования на местах наблюдается сокращение количества библиотек, резкое сокращение пополнение фондов текущими изданиями, ухудшается состав библиотечных кадров и общее ресурсное обеспечение библиотечной работы. 
        Казалось бы, в этих условиях центральные органы власти, выступающие гарантами соблюдения прав граждан на библиотечное обслуживание, на равные условия этого обслуживания, должны делать все возможное, чтобы приостановить эти негативные процессы и в своих рекомендациях избегать всего, что могло бы спровоцировать их дальнейшее развитие.
        К сожалению, недавно рекомендованные субъектам Федерации по представлению Министерства культуры РФ так называемые социальные нормативы для бюджетного и финансового планирования могут вполне стать провоцирующим фактором, способным вызвать обвальное сокращение муниципальных библиотек. С одной стороны, утверждается достаточно низкая норма числа жителей, требуемого для открытия или сохранения библиотеки (например, для сельской местности - 500 жителей), а с другой, устанавливается, что эта норма привязывается не к участку территории или к границам низовых административных образований, как это было раньше, а лишь к отдельному населенному пункту.
        Использование подобных нормативов может привести к значительному сокращению сети общедоступных библиотек, прежде всего на селе, где населенных пунктов с таким количеством жителей крайне мало, а в областях северо-запада России - их вообще единицы.
        Библиотечная наука в свое время выработала основные принципы и нормативы организации сети массовых библиотек, которые необходимо адаптировать к современным условиям и предложить вместо названных выше “социальных нормативов”. Нами предлагается возможный вариант нового документа по организации сети общедоступных библиотек. Его главная отличительная особенность состоит в принятии в качестве первоосновы организации сети не только числа жителей, но и определенного территориального участка (района библиотечного обслуживания), который может включать в себя отдельный населенный пункт, его часть или группу мелких селений.
        В предлагаемом варианте оговариваются основные минимальные требования, предъявленные к библиотеке как сетевой единице, выделяется три разновидности таких библиотек, допускается возможность их существования в виде самостоятельных учреждений или функционирующих в составе ЦБС, создаваемой муниципальными властями на правах совместного учредительства и управления.
        Для обеспечения нормальной нагрузки для библиотечного работника в качестве минимальной нормы организации или сохранения библиотеки на селе предлагается 1000 жителей, а для городов - 2000 жителей. На местах с учетом особых условий обслуживаемых регионов эти нормативы могут уточняться. В некоторых случаях на селе это может быть и меньшая норма, а для городов или их районов с современной многоэтажной застройкой базовая норма может быть повышена.
        Идея библиотечного районирования реализуется через понятие района и микрорайона библиотечного обслуживания и установление для библиотек одного вида норматива доступного территориального сближения библиотек.
        В качестве одного из важнейших предлагается принцип формирования ресурсной базы библиотек с учетом числа жителей в районах обслуживания, всемерного развития взаимодействия между ними, допускается замена, при определенных условиях, стационарных форм обслуживания передвижными.
Hosted by uCoz