Суслова И.М. |
|
Долгие годы демократичность управления была одним из основных политических
лозунгов советской системы, столь же далеким от реальности, как и другие
декларации. А.М. Омаров, широко известный своими яркими, публицистическими
заостренными работами, пишет, что эта система, самая демократическая по
замыслу, оказалось подверженной коррозии махрового бюрократизма. В пылу
необузданного администрирования лиц, сосредоточивших в своих руках непомерно
большую власть, на всех уровнях управленческой иерархии утвердился порядок,
согласно которому библиотека представляла собой не субъект, а объект руководящих
манипуляций. Иного понимания демократии и не могло быть. Бюрократическому
руководству не нужны творческие, самостоятельные личности, а всего лишь
исполнители. Поэтому закономерно, что сначала личная инициатива была принесена
в жертву коллектива, затем коллективная инициатива - в жертву инициативе
аппарата управления.
В эпоху перестройки (и в этом виделось ее выдающееся значение) была сделана
попытка наполнить демократическое управление реальным смыслом. Квинтэссенцией
новой хозяйственной системы наряду с самостоятельностью, самофинансированием,
самоокупаемостью стало и “четвертое С” - самоуправление трудового коллектива,
предлагающее существенное расширение его полномочий. Ряд принципиальных
вопросов (стимулирование труда, социальное развитие) вообще перешли в ведение
коллектива. По многим другим вопросам, особенно связанным с подбором, расстановкой,
аттестацией кадров, решения требовалось обязательно согласовать с мнением
коллектива. Именно в тот период родилось столь популярное слово “гласность”,
подразумевающее полную информацию коллектива по всем вопросам производственного
и социального характера. В гласности усматривались надежное средство избавления
от инерционности мышления, заблуждений прошлого и в то же время побуждение
к развитию социальной активности, творчества. Однако несмотря на настойчивое
стремление принципиально по-новому организовать внедрение демократического
управления об этом с сожалением приходится говорить в прошедшем времени.
Демократизация вошла в привычное русло лозунговой кампании. Хотя демократические
структуры продолжали существовать, но реальная их эффективность низкая.
Основная причина - в стремлении соединить старую структуру и формы управления
с новым содержанием, что изначально создавало неразрешимые противоречия,
например, между принципом единоначалия и развитием самоуправления. Конечно,
и тогда, в конце восьмидесятых, эти противоречия были заметны. Но уверенно
говорили о диалектическом единстве, объясняя двойственность роли руководителя
сочетанием государственных интересов и интересов трудового коллектива.
Данная дилемма однозначно, без декларативности и идеологичности, решается
в менеджменте. При этом исходный постулат и у нас и за рубежом один и тот
же: демократическое, коллективное управление является эффективным средством
достижения цели. Поскольку здесь используется интеллект непосредственных
исполнителей, обладающих необходимой информацией и данными, коллективное
управление - способ повысить качество принимаемых руководителями управленческих
решений, средство помочь менеджерам найти лучшее решение возникающих проблем.
В современных чрезвычайно быстро меняющихся условиях привлечение коллектива
считается одним из важнейших методов адаптации. Способность любой организации
к коллективному управлению определяется тремя основными факторами: сочетанием
разного уровня профессионально-квалифицированной подготовки людей, обучением
их умению пользоваться современными методами анализа и решения проблем,
эффективностью организации усилий всех участников проводимых мероприятий.
При всех плюсах коллективного управления возникает резонный вопрос: когда,
насколько нужно быть демократичным? Ответ на него связан непосредственно
с временным фактором. Для выработки единогласия требуется много времени.
Поэтому решения по принципиальным вопросам, определяющие программу, нуждающи-еся
в энтузиазме и вовлеченности работников, принимаются коллегиально. Решения
меньшей значимости можно принимать при более широком использовании директивных
методов. В рутинных, повседневных делах демократия практически ничего не
дает.
Самая распространенная форма коллективного управления - комитет, т.е. группа
внутри библиотеки (совет, комиссия), которой делегированы полномочия по
координации деятельности структурных подразделений по решению задач, не
входящих в компетенцию ни одного из отделов, или по выполнению специальных
функций. Во всех случаях при их создании подразумевается коллективное принятие
и осуществление решений, что отличает их от других организационных структур.
Большинство теоретиков управления советуют прибегнуть к помощи комитетов
в ситуациях, если: проблема требует специальных знаний в новой для руководителя
области; предпринимаемая руководителем акция заведомо не встретит одобрения
или, наоборот, предпринимаемые действия должны поднять дух коллектива;
есть необходимость координировать работу разных подразделений, а также
ограничить власть одного человека.
С учетом этих и подобных им обстоятельств советы и комиссии должны бы играть
существенную роль в формировании системы коллективного управления. Однако
их реальное влияние ограничено отсутствием четкого описания прав и обязанностей,
неумением участвовать в дискуссии, состоящей подчас из бесконечных словопрений,
безапелляционных суждений. Руководители библиотек, создавая комитеты, иногда
расширяют число их членов по принципу “чем больше, тем лучше”, получая
обратный эффект. Подстерегает комитеты и опасность единомыслия, мешающего
его членам критически анализировать альтернативные предложения.
|