Савич Л.Е. |
|
Закономерно возникает вопрос: от чего зависит привлекательность библиотечной
работы, удовлетворенность своим трудом? Одни считают, что “материальный
фактор не играет определяющей роли в характере отношений к профессии. Важнейшим
является соответствие моральных потребностей личного характера и содержания
труда”. Другие, например, Л.Г. Ефимова, приходят к следующим выводам: фактором,
формирующим положительное отношение к труду, является возможность общения
с читателями и литературой; благоприятно сказывается хорошая организация
труда и моральный климат в коллективе. В то же время действуют и отрицательные
факторы, такие, как физическое утомление, нервное напряжение, однообразие
работы и сугубо технический характер отдельных библиотечных процессов.
Американские специалисты, изучая удовлетворенность библиотечных работников
своим трудом, используют” теорию двухмерной удовлетворенности” Ф. Герцберга,
дифференцирующую два уровня потребностей: “гигиенический” и “мотивационный”.
В категорию “гигиенический” включены факторы, формирующие контекст тру-довой
деятельности: зарплата, санитарно-технические условия, техника безопасности,
взаимоотношения с коллегами, начальством, подчиненными. В качестве “мотивационных”
рассматриваются потребности, источник удовлетворения которых собственно
профессиональная деятельность и степень самостоятельности в принятии решений.
Большинство психологов - сторонников этой теории основываются на том, что
природа удовлетворенности и неудовлетворенности различна: общая удовлетворенность
трудом - результат действия одних факторов, а общая неудовлетворенность
- других. За неудовлетворенность “отвечают” потребности “гигиенического”
уровня, за удовлетворенность - “мотивационного”. При этом считается, что
воздействие негативных факторов слабее и менее устойчиво во времени по
сравнению с позитивными.
Практически
все авторы, изучающие удовлетворенность трудом, отмечают значительное влияние
на нее организации и условий практической деятельности. Основываясь на
публикациях и имеющимся эмпирическом материале, правомерно сделать вывод,
что организация и условия труда оказывают скорее положительное влияние
на степень удовлетворенности, тогда как бытовые условия - наоборот.
Если посмотреть по должностным группам, то оценку “нравится” чаще дают
заведующие отделами и секторами, главные специалисты, работники с большим
стажем, чем рядовые сотрудники и новички. Аналогичные результаты в 70-х
гг. получили американские специалисты.
В целом же “гигиенические” факторы, влияющие на удовлетворенность трудом,
оказывают разнонаправленное влияние и поддаются группировке: отрицательно
сказывается то, что связано с материально-технической базой, бытовыми условиями
и услугами, более положительно оцениваются моменты, связанные с морально-психологическими,
квалификационными характеристиками. Эти тенденции нельзя считать необратимыми.
Анализ “мотивационных” факторов осуществить сложнее, так как они связаны
с субъектами, без учета которых невозможно создание объективного знания.
В качестве “мотивационных” факторов рассматриваются потребности, источник
удовлетворения которых собственно профессиональная деятельность. В круг
этих факторов должны войти представления о выполняемых функциях, привлекательности
различных видов работ, степени творчества в труде, его психологической
комфортности, реальных перспективах профессионального и должностного роста,
удовлетворенности выполняемой работой и ее соответствии индивидуальным
склонностям, способностям.
Привлекательность функций, видов работ, труда в целом играет большое значение
в оценке удовлетворенности профессиональной (практической) деятельностью.
Очевидно, что названные составляющие должны согласовываться между собой.
Мы в результате опроса получили противоречивые данные.
Для привлекательности труда велико значение психологического комфорта,
который складывается из отношений с коллегами и руководством (“гигиенический”
фактор), отношения к труду, степени конфликтности в работе с читателями,
трудностей объективного и субъективного характера, влияющих на ритм, темп,
последовательность работы. Важнейшим “мотивационным” фактором удовлетворенности
трудом является соответствие выполняемой работы способностям, склонностям
сотрудника.
Таким образом, удовлетворенность трудом складывается из многих показателей
объективного и субъективного характера. Состояние удовлетворенности работой
свидетельствует об уровне адаптации работника в данной производственной
организации, т.е. о том, что предъявляемые к нему требования и предоставляемые
ему возможности отвечают его потребностям и соответствуют его ориентациям,
социальным установкам, направленности интересов. Однако главным фактором,
влияющим на удовлетворенность трудом, является сам труд, его содержание
и формы.
|