Езова С.А. |
ОБ УВАЖЕНИИ ЧУВСТВА
СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ЧИТАТЕЛЯ |
Демократизация нашего общества способствует обостренному осознанию людьми чувства собственного достоинства как главной личностной ценности. Особенно это характерно для молодежи. Попытаемся глазами молодых читателей (студентов и старшеклассников) взглянуть на то, как реализуются их притязания на уважение их человеческого достоинства библиотекарями отделов обслуживания в процессе их взаимодействия. Опрошено около 300 читателей ЦГБ и филиалов ЦБС г.Улан-Удэ (1995). Читатели ожидают уважительного к себе отношения, индивидуального подхода, знания библиотекарями их личностных особенностей, качеств (33%); 18% читателей раздражает то, что библиотекари в процессе обслуживания игнорируют их как личности, унижают их человеческое достоинство, проявляют невнимание к их запросам. Лишь 14% читателей отметили, что библиотекари проявляют к ним интерес. Негативное к себе отношение читатели распознают через язык телодвижений библиотекарей, в частности, 14% пользователей посетовали на то, что их встречают в отделах взглядом исподлобья, некоторые библиотекари избегают контакта глаз с читателями; обижают читателей и интонации библиотекарей: металлические нотки в голосе, оттенки пренебрежения, превосходства и многое другое. Ярким примером взаимоотношений библиотекарей с читателями служит процентное соотношение библиотекарей, которое определили читатели в предложенной им типологии (в ее основу легли Эгосостояния личности, разработанные Э. Берном в трансакционном анализе). 42% библиотекарей объективны в общении, т. е. ведут себя с позиции Взрослого, 44% - заботливы, внимательны, любят давать советы (даже когда не спрашивают). Это понимающие Родители, следовательно, их партнеры по общению - читатели - невольно занимают позицию Ребенка. По 7% приходится на авторитарных Родителей (самоуверенных, агрессивных, любящих поучать, наставлять) и естественных Детей (импульсивных, неуверенных, вспыльчивых). Читатели считают, что для возникновения их сотрудничества с библиотекарями последним необходимы такие качества, как доброжелательность (67%), внимание к читателю, его запросам (66%), доверие к пользователю (36%), умение поддержать, ободрить читателя (35%) и др. Читателям в анкете были предложены характеристики двух типов собеседников, разработанные выдающимся физиологом А.А. Ухтомским в учении о доминанте. Им следовало указать, встречали ли они эти типы среди библиотекарей (не обязательно в ЦГБ). 24% читателей посчастливилось встретить библиотекарей - Заслуженных Собеседников, которые способны сосредоточить свое беспредельное внимание, безграничный интерес на читателе, во что бы то ни стало готовы помочь ему (принося для читателя даже свои собственные книги и т. п.). Однако значительно больше тех читателей (43%), которым приходилось за время своей читательской практики общаться с библиотекарями - Двойниками, которые не ориентированы на индивидуальность, самобытность собеседника, его интересы, потребности, личностные качества. Двойники не объективны в оценке читателя, они проецируют на него свои недостатки, стереотипы и т.п., т.е. унижают человеческое достоинство читателя. Таким образом, исследование высветило актуальность и значимость обозначенной проблемы для библиотечной практики, высшей и средней библиотечной школы, системы профессионального повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров. |