Багаева Р.У. |
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ В БИБЛИОТЕКАХ |
Перспективы развития общества связаны с широким распространением международных информационных сетей, предоставлением разнообразного спектра телекоммуникационных услуг. Глобальные компьютерные сети позволяют эффективно осуществлять исследовательские разработки в различных сферах деятельности. Однако вступление человеческой цивилизации в эру информации, оперативное предоставление документов потребителю не только не устраняет, но и усложняет его задачи по воспитанию и преобразованию получаемых сведений. Возникают новые виды документов, предоставляемые глобальными информационными сетями, в том числе гипертекст, электронные журналы и т.д. Информационно активная личность должна овладеть инструментом рационального извлечения знаний из мирового документального потока. Необходимую помощь в овладении данным инструментом призвана оказать методика рационального чтения. Безусловное умение рациональной работы с текстом должны проявить библиотекари-библиографы, чьи профессиональные обязанности состоят в обеспечении информацией потребителей. Кроме того, наличие таких качеств свидетельствует о духовном богатстве человека. Предоставление библиотечных услуг предполагает не только изучение информационных потребностей, но и их активное формирование. Результатом будет разумное сочетание библиотечного обслуживания и самообслуживания потребителей. Формирование потребителей будет осуществляться при условии овладения потребителями методикой рационального чтения, в чем могут оказать содействие библиотечные работники. К настоящему времени получили подробное освещение в печати различные методики. Некоторые из них, организационно оформившись, реализованы в школе рационального чтения и центре быстрого чтения. Очная и заочная формы обучения предполагают выполнение ряда многофункциональных упражнений с использованием аутогенной тренировки и сеансов медитации. Контингент обслуживаемых библиотекой потребителей в небольших городах обладает специфическими чертами. Относительно устойчивый круг потребителей, достаточное знание факторов, формирующих их информационные потребности, позволяет корректировать обучение с учетом реального уровня подготовленности. В силу данной специфики представляется наиболее оптимальным использованием методики, разработанной В.А. Бородиной и С.М. Бородиным. Методика состоит из шести заданий, объединяющих 40 уроков, вступительного и заключительного экзаменов. Внимание обучающихся акцентируется на особенностях смыслового восприятия информации, в частности, алгоритмов смыслового анализа текста и документов. Подробный анализ логико-смысловой структуры текста , характеристика смысловой и языковой избыточности позволяют осуществить различные этапы свертывания, сжатия содержания текста. Цели обучения - повышение скорости и продуктивности чтения - достигаются выполнением интересных словесно-дидактических игр, включая подбор антонимов и синонимов, составление пословиц, подготовку сочинения по заданному перечню слов и др. Специальные упражнения, методики направлены на тренировку внимания, памяти, поля зрения. Каждый урок содержит подробный алгоритм выполнения задания и сопровождается зафиксированными в приложении правильными ответами. Методику легко адаптировать к конкретной группе обучающихся, ее применение позволяет повысить продуктивность чтения в среднем в два-три раза. |