Кротова О.М. |
A.A.ПОКРОВСКИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ |
Возросший в последние годы интерес к историко-библиотековед-ческим исследованиям побуждает историков к более активному обращению к опыту предшествующего развития библиотечного дела России. Одним из видных и малоизученных деятелей в этой области является А.А. Покровский. Его наследие охватывает практически все области библиотековедения и частично библиографоведения, содержит богатейший запас эмпирического материала и теоретических изысканий. Пристального внимания заслуживает деятельность А.А. Покровского как ученого и практика, стоявшего у истоков формирования понятий библиотечной педагогики, изучения читателей на основе психолого-педагогических закономерностей. Разрабатывая вопросы популяризации чтения, самообразовательной работы читателей, ученый выдвигал главное правило - знание читательской психологии. “Нужно хорошо понимать, что чтение, усвоение и использование содержания книги зависят не столько от того, насколько точно изложены научные данные..., сколько от читателя, его интереса к вопросу, от его душевных переживаний”. Научная деятельность А.А. Покровского в области изучения читательского спроса базировалась на воззрениях Н.А. Рубакина, который рассматривал библиотеку как важнейший инструмент помощи читателям в выборе лучших книг в соответствии с их интересами и потребностями, содействия формированию новых читательских интересов. Отдавая дань уважения заслугам Н.А. Рубакина в деле изучения читательской психологии, А.А. Покровский писал: “Н.А. Рубакин - старый работник по распространению книг, библиотекарь... давно уже думает, говорит и пишет о психологии читательства, о читательских типах, - о выборе книг соответственно психологическим качествам читателя”. Вопрос разработки методики изучения читателя с целью оказания помощи при выборе книг, определения задач библиотечной работы с читателями приобрел еще большую актуальность в послеоктябрьский период развития библиотечного дела в России. Выступление А.А. Покровского на первом Всероссийском съезде библиотечных работников Красной Армии и Флота в мае 1920 г. показало позицию библиотековеда, считавшего, что изучение читателя невозможно без исследования взаимосвязи библиотечного дела с психологией и педагогикой. Выдвигая идею проведения научных исследований в целях изучения читательской психологии, ученый подчеркивал: “...такие научные работы должны быть поставлены отнюдь не исключительно силами специалистов - психологов... необходимо сотрудничество науки и практики, соучастие ученых-психологов и библиотекарей”. С середины 20-х гг. на страницах библиотечной печати появлялись статьи, посвященные разработке вопросов изучения читателя, способов удовлетворения его потребностей. А.А. Покровский активно выступал против навязывания читателю мнения библиотекаря, призывая библиотеки руководствоваться при рекомендации книг принципом постепенности, осторожности и тактичности, “исходить из наличных интересов человека, на них отвечать, их удовлетворять, - но так, чтобы их удовлетворение вело бы постепенно к их изменению”. Обращение к теоретическому наследию А.А. Покровского в области изучения читателей открывает новые возможности создания альтернативной концепции, основанной на понимании библиотек как самостоятельного общественного организма - “совокупной памяти общества”. |