Иванова Г.А. |
|
В программе ЮНЕСКО, принятой на всемирном конгрессе книги в Лондоне (1982 г.), была поставлена цель: перейти от “общества грамотности” к “читающему обществу”. Прошло 14 лет. Однако проблема обучения чтению и воспитания интереса к нему по-прежнему остается актуальной. Книга, чтение, несмотря на появление множества других источников - довольно легких и приятных для овладения ими - остаются в числе основных источников и средств, формирующих качества духовно богатой личности, наиболее интеллектуально развитой и социально ценной. Однако из разных стран сообщается о сокращении проводимого за чтением времени и числа читателей в библиотеках, о вытеснении книг такими новшествами, как кабельное телевидение и видеотехника. Стало традицией винить телевидение в том, что дети мало читают, а большую часть времени проводят перед экраном. Во многих западных странах, а также в России складывалась картина, уже знакомая по американскому опыту: по всем каналам в любое время дети смотрят как подходящие, так и не подходящие для них телепрограммы; плейеры, транзисторы, видеоигры окружают современного ребенка дома, в школе и других общественных местах. Директор городской детской и юношеской библиотеки Гейдельберга (Германия) Б. Цихенхаген на семинаре “Детская библиотека в Германии и России: обмен опытом” привел такие данные: в 1991 г. дети с 9 до 11 лет использовали СМИ в среднем 3 часа в день (1,5 часа - телевизор, 25% времени -аудиокассеты, на книги тратится 22%, или 38 минут). Перед нами поколение, которое вступает в жизнь через призму средств массовой информации. во многих странах семьи имеют по нескольку телевизоров. Дети имеют персональные телевизоры, которыми они пользуются по своему усмотрению. О том, какое место в жизни детей занимает телевидение, свидетельствуют поражающие воображение примеры. Оказывается, в Японии дети смотрят телевизор уже с четырехмесячного возраста, а с 7 месяцев могут пользоваться дистанционным управлением, с одного года дети способны к имитации персонажей с телеэкрана. С двух лет дети могут осуществлять целенаправленный просмотр телепрограмм. Современному ребенку доступны магнитофоны и плейеры. Ассортимент аудио- и видеокассет достаточно широк. Аудиоматериалы удовлетворяют как познавательные потребности детей, так и развлекательные. Особой популярностью у детей пользуются ”лазер-ные книжки” (оптические диски). Глядя на экран, они имеют возможность не только прочитать и услышать текст, но и увидеть изображение, послушать пение и т.п. Таким образом, в восприятие включается и зрение и слух, что свидетельствует об эффективном усвоении знаний. Однако привязанность детей и подростков к носителям аудиовизуальной информации таит в себе и негативные последствия. В печати отмечается, что стихийное восприятие неорганизованного и неуправляемого потока АВ-информации деформирует психику, снижает вербальный уровень мышления, программирует человека на автоматизм в восприятии, снимает потребность в анализе материала. Данные последних исследований США показали, что ориентированные на молодежную аудиторию средства массовой информации - в основном телевидение и видео - порождают новую форму полуграмотности, ведущую к весьма опасным последствиям. Дети, выросшие на телевизионных передачах, испытывают затруднения в области мыслительной деятельности. Исследователи отмечают у этих детей недостаток концентрирования внимания и выдерживания последовательной линии понимания и рассуждения при чтении и письме; сложность при анализе и обобщении; затруднение при переходе от конкретного к абстрактному и наоборот, от частного к общему, от буквального смысла к переносному, а также в восприятии иронии и многозначности. Все это вызывает тревогу у специалистов, работающих с детьми. Ставится задача использования средств массовой информации как стимуляторов чтения. Материалы изучения чтения детей 9-11 лет в 32-х странах мира убеждают в том, что сохранить книгу в сфере интересов подростков можно путем воспитания их как грамотных телезрителей. Опыт такой работы имеется, например, в школах Норвегии, где учащиеся с первого класса постепенно знакомятся как с достоинствами этого источника информации, так и предостерегают от опасностей, связанных и его использованием. В России накоплен положительный опыт библиотечной работы с детьми на основе взаимодействия библиотек с другими учреждениями и средствами массовой информации. Часть материалов по различным аспектам этого взаимодействия представлена в сборнике научных трудов “Библиотеки и средства массовой информации в работе по воспитанию подростков и юношества” (Л., 1986). В специальной печати (журналы “Библиотека”, “Библиотековедение”) раскрывается система совместной работы библиотек, средств массовой информации, других учреждений культуры по активизации чтения в детской и юношеской библиотеке. Эта система была экспериментально проверена и внедрена в полном объеме под руководством А.А. Упси в Эстонии, некоторые аспекты - в Москве, Санкт-Петер-бурге и других регионах. В жизнь современных библиотек все больше входит информационная техника. Ее использование в библиотечной работе с детьми имеет свои направления, ожидания, трудности, а главное - специфику по сравнению с применением такой техники в работе со взрослыми, где она служит источником и средством информационного обслуживания. В США, например, 50% начальных школ имеют компьютеры. Некоторые публичные библиотеки оснащены компьютерами и там, где они есть, используются весьма интенсивно. Примерно треть читателей публичных библиотек США - дети в возрасте от 6 до 13 лет. Для того чтобы они могли пользоваться компьютерными программами, ставится задача разработки упрощенных методов поиска информации. Детские отделы публичных библиотек в зависимости от оснащения микрокомпьютерами выдают детям на дом программы образовательного и развлекательного характера, а также создают компьютерные клубы и кружки. Для исследователей актуален вопрос влияния компьютерной грамотности на самообразовательное чтение детей, подростков и юношества. По мнению американского специалиста К.Д. Хейден, новая технология будет способствовать позитивным переменам в образовании. Важно, чтобы ее учителя, библиотекари были подготовлены к использованию в своей работе компьютеров. Очевидно, что будущее за компьютерами. Исследование, проведенное студентами специализации детских и юношеских библиотек МГУК в 1996 г., выявило связь между наличием учебных заданий, а также познавательных интересов учащихся и стремлением удовлетворить их с помощью компьютера. Сегодня мировая библиотечная общественность, чрезвычайно остро ощущая проблемы новых поколений, большое внимание уделяет совместной работе библиотек, радио и телевидения по активизации чтения детей и юношества. Материалы российских исследований доказывают, что библиотека располагает большими возможностями, чтобы стать одним из центральных звеньев в процессе взаимодействия и взаимостимулирования произведений печати и средств массовой информации. Возможности сотрудничества библиотек и средств массовой информации еще далеко не исчерпаны. Хотелось бы привлечь внимание практиков и исследователей к дальнейшему всестороннему исследованию названных проблем. Жизнь диктует необходимость воспитания у детей и юношества читательско-зрительской культуры. Вместе с тем исследователи обращают внимание на то, что в век телевидения у многих молодых людей отсутствует привычка к чтению, поскольку она не была культивирована в процессе воспитания. Именно поэтому специалисты предлагают программы работы с детьми, начиная с раннего возраста. Выявлено много факторов приобщения ребенка к книге. Некоторые аспекты этого процесса представляются особенно существенными: знакомство детей дошкольного и школьного возраста с письменными текстами, с различными формами повествовательной речи, с литературным языком и художественными жанрами; чтение ребенку литературных произведений разных видов и жанров. Для того чтобы совместная деятельность библиотек и средств массовой информации осуществлялась на должном уровне, необходима соответствующая подготовка специалистов. В программы учебных дисциплин для студентов специализации детских и юношеских библиотек МГУК включены такие темы, как “Материалы для детей в традиционной и нетрадиционной формах”, “Аудиовизуальные материалы и их использование в работе с читателями”, “Библиотеки и средства массовой информации”, “Комплексное использование искусств в работе с детьми” и др. Студенты, анализируя литературные произведения, сравнивают их с экранизацией, обсуждают фильмы, видеофильмы; при работе с читателями в библиотеках широко используют слайды, звукозаписи, произведения живописи. По данной проблеме они готовят доклады, курсовые и дипломные работы. Хорошо подготовленные студенты смогут на практике совершенствовать методы библиотечной работы с детьми на основе взаимодействия с другими учреждениями и средствами массовой информации. |