Капранова М.Н.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
| (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ)
Это хорошие, здоровые тенденции. Но, к сожалению, отсутствие базисной концепции преподавания информатики привело к тому, что появилось большое количество различных вариантов преподавания (в том числе и большого количества авторских курсов). Часто эти программы и учебные пособия к ним оказываются совершенно разными и несовместимыми между собой. С ними, в свою очередь, не стыкуются программы вступительных экзаменов в вузы. Практически все школы в той или иной степени осваивают преподавание базисного учебного плана, который определяется прежде всего имеющимися учебными пособиями. Кроме того, широко распространяются вариативные образовательные программы и курсы. Многие школы внедряют эксперимент по дифференциации обучения основным предметам, в том числе информатике. Получается, что из всего этого многообразия невозможно вычленить единые требования к уровню выпускников. Объединяет же все эти подходы только попытка дать школьникам знания в области информатики, под которой зачастую понимают основы программирования. Этим пользуются многие высшие учебные заведения. Часто на вступительных экзаменах в вуз предлагаются такие задания и требования по предмету информатики, какие в школьных курсах никогда не преподавались. Чтобы пройти такой экзамен абитуриент вынужден заниматься на платных подготовительных курсах именно этого Вуза, потому что данного подхода нет в других учебных заведениях. Поэтому, с одной стороны, наличие стандарта образования мешает процессу развития образования, а с другой, может увести преподавание и обучение школьников в “другую” сторону, что так же крайне нежелательно. Все ждут появления такого стандарта, который обеспечит условия для развития вариативного образования, подобно тому, как сейчас базисный план обучения никогда не используется в качестве рабочего плана конкретной школы, а служит лишь в качестве “рамочной” основы для его разработки. В таких условиях и “обязательный минимум” будет применяться не для непосредственного обучения по нему, а как база для разработки многочисленных образовательных программ. Тогда различные образовательные программы будут порождать соответствующие модели школ, а стандарты образования - обеспечивать возможность подобной генерации. |