Гриханов Ю.А.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА


Принятые в России законы “О библиотечном деле” (1994), “Об обязательном экземпляре документов” (1994), “Об участии в международном информационном обмене” (1995), а также присоединение РФ к международному Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (1950) и Протоколу к нему от 26.11.76, известному как Флорентийское соглашение, не просто расширили крайне узкий до того круг законодательных документов в области информации и культуры, но и создали достаточно прочный правовой фундамент для демократического развития этих отраслей в целом и библиотечного дела в частности.

Характерно, что российское законодательство в сфере библиотечно-информационной деятельности оформилось в относительно крупный комплекс к 460-летию с момента появления первого в христианской эре библиотечного государственного акта - Ордонанса короля Франции Франциска I об учреждении Королевской библиотеки, подписанного 23 декабря 1537 г. Столь длительный период осознания нашим государством необходимости правового регулирования библиотечно-информационных коммуникаций наглядно показывает трудности переосмысления их роли в современном социуме.

Создание в России открытого общества, переход к федеративному устройству страны, социально-политические преобразования - все это коренным образом меняет философию библиотечного дела, приоритеты в работе библиотек, их правоотношения с пользователями и систему управления. Названные факторы обусловили содержание и характер библиотечного законотворчества.

Принятые ныне законы облекли в конкретные юридические формулы прямого действия конституционные декларации о праве каждого на доступ к культурным ценностям, на свободное получение, рассмотрение информации и другие.

Как бы ни были важны и прогрессивны статьи упомянутых законов, устранившие всевозможные цензурные фильтры при формировании библиотечных фондов и обслуживании читателей, барьеры и ограничения на пути международного книгообмена и других направлений библиотечного сотрудничества, они решают далеко не все вопросы общедоступности информации.

Подлинная демократизация библиотечного дела предполагает выполнение еще целого ряда условий. Одно из первоочередных - осознание библиотеки как органичной частицы человеческого сообщества, служащей каждой личности в отдельности и помогающей ей совершенствоваться, а значит, и улучшать жизнь. Для этого библиотека призвана, с одной стороны, быть доступной каждому, независимо от имущественного положения; с другой - открытой для достижений человеческой мысли в масштабе всего мира и одновременно способной раскрыть и предоставить пользователю максимум требующейся ему информации не из ограниченного по вполне понятным причинам локального фонда, а из глобальной совокупности библиотечно-информационных ресурсов планеты.

Необходима также демократизация управления библиотеками, отражающая в полной мере интересы пользователя, на средства которого они содержатся обществом.

Столь же насущны требования достойного финансового и материально-технического обеспечения библиотек, оплаты труда библиотечных работников.

Федеральные законы создали лишь начальные правовые предпосылки для разрешения перечисленных проблем, так как по действующему разграничению властных полномочий центром и субъектами РФ на федеральном уровне могут регламентироваться лишь общие вопросы культуры. Следует учитывать также структуру российского законодательства, предусматривающую регулирование, например, оплаты труда исключительно через Кодекс законов о труде, налоговых вопросов - через Налоговый кодекс и т.п.

Таким образом, складываются три главнейших направления развития законодательных норм, защищающих интересы населения в области библиотечно-информационного обслуживания и самих библиотек:

1) активное законодательство в названной сфере субъектов Российской Федерации, имеющих право регулировать детальные вопросы правоотношения в культуре;

2) внесение необходимых с точки зрения библиотечного сообщества и большинства граждан изменений и дополнений в гражданское, налоговое, трудовое и уголовное законодательство;

3) дальнейшее пополнение федерального кодекса законов, касающихся непосредственно библиотечного дела (например, не снята с повестки дня разработка закона о национальных библиотеках России).

Вспомогательную роль, но не менее важную, чем законы, призваны играть нормативные документы различных уровней, начиная от правил пользования библиотекой и кончая нормативами организации сети муниципальных библиотек, их финансирования, которые, по всей видимости, рациональнее всего принимать в конкретных территориях с согласованием общих принципов и критериев на общероссийском уровне.

Hosted by uCoz