Ястребова Е.М.
ДЕМОКРАТИЗМ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ
| ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Перестройка и гласность открыли новые горизонты общественного развития и установили иные критерии оценки роли личности в истории, а также производственном процессе. На смену однопартийности пришли многопартийность, плюрализм взглядов и толерантность в их восприятии. Возникли объективные возможности и необходимость реформировать систему управления библиотеками на общегосударственном, региональном и локальном уровнях, сделать ее более гибкой и демократичной, сместить акценты в балансе власти с центра на места. Существенные изменения претерпели структура, стиль и содержание управленческой деятельности в отдельно взятых библиотеках, социальные функции и экономические условия работы которых усложнились. Главным смыслом данной деятельности стали мотивация сотрудников к качественному, творческому и оперативному выполнению обязанностей, а значит, и достижение конечных целей функционирования библиотекой. Демократизация управления выразилась в делегировании ответственности с “верхних” на “нижние этажи” управления, установлении более открытых отношений между низовыми исполнителями и руководителями, предоставлении некоторым работникам права автономно разрабатывать организационно-методические проблемы, неподавлении их инакомыслия при этом, усилении информационного обмена внутри библиотечного коллектива, использовании матричных моделей и ситуативного метода в управленческой практике, расширении участия библиотекарей в планировании и осуществлении намеченных преобразований, создании различных органов для коллегиального принятия решений (СТК, читательские и попечительские советы, общества друзей библиотеки, экспертные комиссии и др.), привлечении общественности для поддержки мероприятий библиотеки. Перспективно мыслящие директора библиотек и при социализме видели в своих работниках ключевой ресурс и резерв для совершенствования работы, важнейшую ценность библиотеки. Тем не менее даже сегодня передача полномочий вниз по иерархии управленческой пирамиды сопряжена с определенными психологическими трудностями и издержками для администрации библиотек. К наиболее распространенным ошибкам делегирования относятся следующие: нечеткость изложения объема поручения отдельным библиотекарям и внутри команды, фиктивный характер предоставляемых прав, неверный выбор сотрудника для выполнения заданий, перепоручение координаторских задач руководства рядовым исполнителям. При всей эффективности и прогрессивности демократичное управление (ДУ) имеет свои определенные ограничения и спектр использования. Оно мало помогает в экстремальных ситуациях, при низкой компетентности сотрудников, чрезмерном конформизме коллектива (т.е. все согласны со всеми), в случае принятия решения о нецелесообразности широкого обсуждения проблем персоналом библиотеки. ДУ также может привести к ослаблению общего руководства. Однако абсолютизировать возможные негативные последствия ДУ, как и преувеличивать его явные преимущества, явно не стоит. Бесспорно одно - время слепой веры в авторитет директоров и директрис прошло. Только свободно мыслящие и поощряемые к инициативе библиотекари вместе с демократически настроенными управленцами “переустроят” не только библиотеку, но и внесут большой вклад в укрепление мощи нашей державы. |