Алтухова Г.А.
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦЕНЗУРЫ НА РАЗВИТИЕ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В БИБЛИОТЕКЕ

Цензура - это активное запрещение книг, журналов, газет, театральных пьес, произведений искусства, негативная редакция каталогов и карточек, запрет на прослушивание и просмотр радио и телевизионных передач, отказ в поиске запрещенной информации.

В Федеральном законе “О библиотечном деле” (статья 12) указывается, что в библиотеке “не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам”. Закон значительно облегчает работу библиотеки и дает все права библиотекарю противостоять цензуре. Однако ее формы настолько многообразны, что сегодня, с отменой идеологического диктата, библиотекарю в процессе работы приходится решать для себя вопросы цензуры.

Эти проблемы могут возникнуть до поступления книг в библиотеку (в процессе отбора, покупки литературы в книжных магазинах, в решении принятия дара и т.д.), во время пользования материалами библиотеки, а также при списании литературы, отправке ее в депозитарии. Следует также считаться и с отказом потребителей информации пользоваться теми или иными изданиями, хранящимися в библиотеке.

Альтернативой цензуре является отбор изданий в библиотеку и принятие решений о выдаче их потребителю информации. Здесь библиотекарю необходимо чувствовать тонкую грань между понятиями цензура и отбор книг. Отбор производится из предпочтения свободы мысли, цензура - из предпочтения контроля мысли. При отборе значение книги оценивается с точки зрения максимальной пользы для читателя, при цензуре в книге ищутся уязвимые места всюду, где они могут быть найдены: в тексте произведения, личности автора, обстоятельствах ее написания, отношении к ней общественного мнения и др. При отборе библиотекарь думает о праве читателя получать нужную ему информацию. Цензор имеет в виду защиту, но не права, а самого читателя от воображаемого воздействия на него произведения печати. Подбирающий издания убежден в интеллигентности, компетентности и культуре читателя. Цензор имеет уверенность лишь в собственной компетентности и присваивает себе право решать за читателя, какими источниками ему пользоваться.

В некоторых крупных библиотеках существует предубедительное отношение к материалам, отличным от печатного слова: слайдам, фильмам, записям, кассетам, компакт-дискам, программному обеспечению. Библиотекари ищут причины их не приобретать, а читатели избежать пользования такими носителями информации. Однако, как утверждают специалисты, в грядущем веке эти средства будут наиболее распространенными и доступными; игнорируя их сегодня, мы имеем дело с одной из нежелательных форм цензуры.

Библиотеки сталкиваются с фактами цензуры при отборе и работе с литературой сексуальной направленности. В некоторых библиотеках газеты, журналы, книги, отражающие подобную тематику, не выставляются в открытый доступ, а выдаются лишь по персональной просьбе читателей.

Каждый библиотекарь будет индивидуально для себя решать вопрос о предоставлении возможности читать подобного рода литературу детьми и подростками, поскольку сами они еще не могут самостоятельно сделать правильный выбор и нуждаются в совете и помощи библиотекаря. В этом случае весьма желательна забота родителей, библиотекарей, психологов, врачей об облагораживающем влиянии чтения на молодого человека.

Говоря о свободном доступе к информации и вреде цензуры, мы имеем в виду идеальную библиотеку. Но в реальности библиотека любого государства имеет информацию, скрытую от читателя. Сюда относятся издания, освещающие вопросы статистики, экологии, издания, содержащие юридические, коммерческие, военные данные, часть медицинских книг и справочников. И этому есть оправдание: у государства всегда будет закрытая информация, пока мир поделен на отдельные территории.

Правильное понимание грани между цензурой и отбором книг в библиотеке, осознание библиотекарем своего нравственного профессионального долга при принятии решений в выдаче литературы читателям, хранение государственной тайны и архивных материалов во многом будет способствовать развитию демократических процессов в библиотеке, которые в настоящее время активно развиваются.

Hosted by uCoz