Полякова Т.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ
ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Реформирование системы высшего образования может рассматриваться только в контексте преобразований, происходящих в России, в основе которых лежит демократизация общества. Оно направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов, которые могут творчески мыслить и быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.

Вузы культуры и искусств принимают активное участие в осуществлении реформы школы. Разрабатываются новые подходы к культурологическому, библиотечно-библиографическому и информационному образованию. Эти процессы нашли отражение во введенных в 1996-1997 учебном году новых государственных образовательных стандартах.

Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалистов по специальностям 05.27.00 “Библиотековеде-ние и библиография” и специалистов-инфоматиков по межотраслевой специальности 071900 “Информационные системы” включают широкий перечень требований к образованности, знаниям и умениям выпускников вузов. Эти требования, как и любые требования, предусмотренные государственными стандартами, носят нормативный характер и обязательны для выполнения всеми вузами страны, готовящими специалистов по данным специальностям. Но вместе с тем образовательные стандарты предоставляют факультетам вузов необходимую свободу для корректировки учебных планов в соответствии с региональной спецификой и особенностями научно-исследовательской работы конкретного вуза. Более того, сейчас есть возможность выбирать специализации и квалификации в рамках широкой специальности, а также формировать перечень дисциплин, обеспечивающих выбранные направления подготовки специалистов.

В связи с этим нельзя не отметить важность учебной дисциплины, изучающей информационную культуру (ИК), не вошедшей в названные выше стандарты.

В процессе обсуждения проекта ряд вузов, не имеющих опыта преподавания ИК, отказались от идеи присутствия курса в стандарте. Безусловно, направление, изучающее ИК, является новым для нашей науки, тем не менее уже сейчас накоплен большой материал по данной проблеме. В настоящее время курс успешно читается в ряде вузов России.

Ныне у вузов имеются все возможности для включения дисциплины, изучающей ИК, в свои учебные планы. кроме того вузы могут разрабатывать свои программы курса и профилировать их по отдельным квалификациям.

Hosted by uCoz