Абрамов К.И.
"Библиотечное дело и демократия” - эти слова могут восприниматься только в единстве
и взаимосвязи. Только демократия обеспечивает самые идеальные условия для
свободной деятельности библиотек, но и само это общество не может обойтись
без библиотеки, помогающей становлению демократии в обществе, служащей
ее идеалам тем, что активно распространяет в народе громадные духовные
ценности науки, культуры, искусства и просвещения, созданные всем человечеством;
всеми своими ресурсами содействующей воспитанию людей образованных и культурных,
всесторонне и гармонически развитых, будущих строителей демократического общества.
После Февральской революции впервые в истории России библиотечное дело
встало на демократический путь своего развития, когда, казалось, навсегда
ушли в прошлое государственная недооценка необходимости и важности широкого
развития библиотечного дела в нашей стране. Коренным образом изменилось
понимание характера и социальной сущности библиотек в обществе. Все слои
общества, классы и партии, группы населения и отдельные граждане получили
одинаковые права в управлении и организации библиотечного дела, на открытие
самого различного рода библиотек и читален, образование всевозможных библиотечных
и читательских обществ. В России установился государственно-общественный
характер руководства и организации библиотечного дела. Его отличали опора
на гражданские и демократические права и свободы (печати, слова, собраний,
отмена всяческих политических, религиозных, национальных и иных ограничений
прав человека), категорическое запрещение государственной и всякой другой
цензуры книжного и библиотечного дела; просветительная деятельность библиотек,
поддержка общественного и самообразовательного чтения и библиотечное дело
России стали развиваться на основе принципов и правил, выработанных международным
библиотековедением.
Другой отличительной чертой являлось всестороннее содействие общественной
и частной инициативе в библиотечном деле. Примечательно, что после Февральской
революции наряду с Министерством народного просвещения в июне 1917 г. образуется
общественный Государственный комитет по народному образованию как автономный
орган, выполняющий обязанности “по высшему руководству, согласованности
и направленности мероприятий по народному образованию” (Русские ведомости.-1917.-
26 июня). Он побуждал само министерство к демократическим просветительным
реформам и активизировал его деятельность в направлении коренных просветительных
преобразований. Комитет, среди
других комиссий, образовал комиссию по внешкольному образованию с книжно-библиотечной
подкомиссией, которые составляли различные планы, проекты реорганизации
народно-библиотечного дела.
Главной движущей силой в области библиотечного дела стали губернские, уездные
и городские земские управы как внеклассовые органы местного самоуправления.
С мая 1917 г. стали организовываться волостные земства, принимавшие участие
в развитии библиотечной сети в деревне. При земских и городских управахсоздаются
внешкольные отделы с библиотечными секциями.
После Февральской революции вся страна была буквально охвачена жаждой коренных
демократических библиотечных преобразований. Отличительной чертой этого
периода являлось стремление всего народа, в том числе рабочих и крестьян,
к овладению высотами знания, духовными ценностями науки, культуры и искусства.
Даже газета “Правда” тогда отмечала: “на всех почти заводах и фабриках
рабочие, как муравьи, организуют свои просветительные общества, открывают
клубы, библиотеки и читальни”. Такая же картина наблюдалась и в деревне,
где повсеместно организуются культурно-просветительные кружки и избы-читальни.
Устройству библиотек деятельно помогают профсоюзы, фабзавкомы, кооперативы.
Это был небывалый подъем общественной инициативы в библиотечном деле, открытием
библиотек стали заниматься всевозможные благотворительные и просветительные
организации, читательские общества и кружки учащихся, студентов, служащих
и других групп населения. При центральных и местных профсоюзах и кооперации
стали создаваться отделы, секции и комиссии для руководства и координации
в области просветительной и библиотечной работы. Специальные культурно-просветительные
отделы с библиотечными секциями имели ВЦСПС и ЦК потребительской кооперации.
Культурно-просветительное и библиотечное строительство в губерниях и уездах
стало принимать настолько широкий размах, что уже во второй половине 1917
г. назрела необходимость объединения и взаимодействия разрозненных культурно-просветительных
сил. Земства, кооперативы и просветительные организации стали создавать
в этих целях объединенные культурно-просветительные комиссии в губерниях
и уездах и союзы культурно-просветительных организаций и обществ одной
или нескольких губерний. Так, была организована Нижегородская объединенная
культурно-просвети-тельная комиссия, преобразованная затем в Союз просветительных
организаций Нижегородского края (входили Владимирская, Казанская, Костромская
и Нижегородская губернии). В 1917 г. был образован Тверской союз культурно-просветительных
организаций, с начала 1918 г. - Культурно-просветительный союз Алтайского
края и др. Развитие таких просветительных объединений послужило поводомдля
высказывания в печати пожеланий об учреждении Всероссийского союза культурно-просветительных
учреждений и организаций.
Такого размаха общественной инициативы в организации культурно-просветительной
и библиотечной работы мы не видели после Октябрьского переворота, потому
что создание внеклассовых, внепартийных, всесословных просветительных организаций
и союзов было просто запрещено. Все ранее открытые, как не нужные советскому
правительству и коммунистической партии, были распущены. Таким образом,
мы на несколько десятилетий потеряли такую мощную движущую силу культурно-просветительного
и библиотечного строительства, как общественную и частную инициативу и
самодеятельность населения. Сегодня ее предстоит снова возрождать и развивать,
добиваться не только ее регионального, но и общероссийского размаха.
Сегодняшний этап библиотечного строительства со всей остротой поставил
вопрос о необходимости интенсификации общественного движения библиотечных
работников. Значение самодеятельных библиотечных объединений в демократизации
библиотечного дела России огромно. Его нельзя недооценивать, как это хорошо
видно на примере зарубежных демократических государств, где библиотечные
ассоциации занимают ведущее место в библиотечном строительстве в своих
странах. Блистательный пример этого показывает Американская библиотечная
ассоциация, объединяющая всю многотысячную армию библиотечных работников
США. Нам исторически необходимы кардинальный сдвиг в этом деле, всестороннее
развитие объединительных тенденций в библиотечно-библиографическом и информационном
деле. Хорошим зачином здесь явилась бы организация и периодическоепроизведение
региональных и общероссийских библиотечных съездов и совещаний.
Мы должны войти в ХХI в. с библиотечным делом, развитым на самых широких
демократических основаниях. Все библиотеки будут признаны такими же важными
социальными учреждениями, как академии, университеты, в равной мере содействующие
упрочению демократии не только в России, но и во всем мире.
Дальнейшему подъему библиотечного дела в Российской Федерации будет способствовать
наведение порядка в действующем библиотечном законодательстве, которое
все еще не отвечает нуждам и потребностям демократического государства.
Остро назрела необходимость издания закона
об общедоступных (публичных) библиотеках, которые будут играть все большую
роль в становлении демократии в нашей стране. Необходимы серьезные коррективы
федерального закона “О библиотечном деле”. Совершенствование библиотечного
законодательства сыграет серьезную роль в развитии частной и общественной
инициативы в библиотечном деле, в интенсификации деятельности библиотечных
союзов, ассоциаций, обществ и читательских объединений.
|