АКИФЬЕВА И.Ю.
ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
В условиях изменения перадигмы образования на первый план выдвигается воспитание "человека культуры". В решении этой задачи важное место может занять курс "История библиотечного дела". Смена парадигмы не означает, что в учебном процессе следует полностью отказаться от прежней ориентации на "человека образованного". В то же время новая стратегия образования диктует пересмотр некоторых установок в преподавании курса.
Основными принципами его преподавания можно считать: культурно-исторический, когда библиотечное дело рассматривается как часть культуры в развитии, в условиях смены времен; необходимо выявить вертикальные связи между явлениями библиотечной культуры разных эпох; интеграционно-контекстный, когда библиотечное дело анализируется с учетом взаимодействия его составляющих и взаимосвязи с другими областями деятельности (наукой, политикой, образованием и т.п.). В данном случае изучается среда, формирующая библиотеку как институт чтения.
Цель курса можно сформулировать как "формирование историко-библиотечной культуры у будущего специалиста". Это предполагает наличие у студента хороших знаний по предмету и своего взгляда на библиотечное дело, его ключевые проблемы. Реализация поставленной цели ориентирована на развитие личности студента, имеющей:
- любовь к профессии, потребность в познании ее истоков, относительно свободную ориентацию в историко-библиотечной литературе;
- глубину эмоционально-интеллектуального восприятия исто-рии библиотечного дела, развитость образного и логического мышления, способность к сотворчеству;
- наличие ясности, глубины и широты взгляда на библиотечное дело;
- желание активной духовно-практической деятельности на основе глубокого знания истории библиотечного дела.
В реализации этих целей и задач преподаватель сталкивается с рядом нерешенных методологических проблем: отсутствием концепции изучения истории библиотечного дела, несовершенством ее периодизации, существенными пробелами в источниковедческой базе и др.
Воспитание "человека культуры" предполагает использование таких приемов преподавания, которые исключили бы пассивно-созерцательный характер обучения и были ориентированы на активное восприятие учебного материала. В ходе лекции преподаватель должен изложить не общую схему развития библиотек в рассматриваемый период, перечислить факты, события, даты, имена, а суметь реконструировать время и среду, в которой развивалось библиотечное дело. Положительный эффект дает комментированное чтение документа, в процессе которого преподаватель обучает студентов искусству интерпретации исторического документа, отдельных фактов и событий. "человека культуры" можно создать, "погружая" его в определенный пласт истории, где его окружают конкретные лица, книги, идеи. Использование наглядных средств, музыкального сопровождения, художественной литературы пределяет глубину этого "погружения". После каждого занятия студент должен испытать "потрясение", способное подвигнуть его на воссоздание, сохранение и приумножение лучших библиотечных традиций. Как пропедевтический курс "История библиотечного дела" нуждается в популяризации изложения без ущерба восприятию его научного содержания. Сочетание различных приемов и методов на основе учета индивидуально-психологических особенностей студенческой аудитории является залогом обучения "Истории библиотечного дела".